Кинодневник. "Париж принадлежит нам"

Jul 27, 2016 00:04

Paris nous appartient (1961)
Режиссер Жак Риветт
В главных ролях Бетти Шнайдер, Джани Эспозито, Франсуаз Прево, Даниэль Кроэм, Франсуа Мэтр

Черно-белая драма, первый полнометражный фильм Риветта, до этого выступавшего в основном в качестве кинокритика. Картину относят к французской Новой Волне.


[Сюжет]Анна - студентка Сорбоны. Для неё история начинается с разговора с соседкой - испанкой, которая говорит о смерти некоего Хуана, упоминает брата Анны Пьера и предвещает всеобщую гибель. Вскоре после этого Анна встречается с Пьером и вместе с ним попадает на тусовку местной богемы - интеллектуалов и творческих личностей, где несколько человек горячо спорят о самоубийстве Хуана (и было ли это вообще самоубийством) и упоминают магнитофонную запись с гитарной музыкой, которую Хуан записал назадолго до смерти. На этой же встрече Филипп Кайфман - политический беженец - предупреждает Жерара Ленца держаться подальше от Терри - подруги Хуана, если он хочет жить.
Позже Анна снова встречается с Жераром, который оказался театральным режиссером, пытающимся поставить с любительской труппой шекспировского "Перикла". Жерар очень жалеет, что пленка Хуана утеряна - он хотел использовать ту музыку в своей постановке. Из-за того, что он испытывает серьезные проблемы с поиском актеров, он просит Анну во время репетиции читать слова отсутствующей актрисы, а позже предлагает ей роль. Постепенно Анна привязывается к Жерару несмотря на то, что тот продолжает встречаться с Терри. К тому же Филипп намекнул Анне, что Жерару угрожает опасность, но так и не объяснил в чем она заключается. Анна пытается разобраться в происходящем и устраивает своебразное расследование смерти Хуана, пытаясь найти утеряную пленку для Жерара. В круг непонятных событий втягивается все больше людей, в том числе - Пьер...


Странное кино, для лучшего понимания которого, наверное, нужно больше знать о событиях того времени во Франции и о жизни богемы, представленной в фильме. Для зрителя со стороны события в фильме выглядят как хождение в наполненном туманом лабиринте, где время от времени в свете факелов удается разглядеть отдельные детали, а в конце концов оказывается, что в лабиринте заблудилась не только главная героиня, но и окружающие её люди, до этого направлявшие её то в одну, то в другую сторону.
Фильм относится к "режиссерскому" кино, где на первом месте стоит на картинка или игра актеров, а сюжет и игра со смыслами, которую ведет режиссер. Из-за этого по ходу действия появляются детали, которые непосредственно с сюжетом не связаны, но при этом и случайными не выгядят - как грозы, начавшаяся во время репетиции. Плюс Реветт использует необычные приемы в компановке сцен (как пример - представление соседей Филиппа с его закадровым голосом вдруг переходит во встречу Анны с одной из этих соседок; или [спойлер]смерть Пьера: режиссер оставляет зрителям самим решить, посетило ли Анну видение, или она просто почувствовала, что с братом что-то случилось).

Из интересных фактов: в эпизодах в этом фильме появляются сам Риветт и трое его друзей - режиссеры Жан-Люк Годар, Клод Шаброль и Жак Деми. А сам фильм упоминается в Les quatre cents coups Франсуа Трюффо - после того, как "Париж..." был снят, но до того, как он вышел на экраны.

Резюме: кино, интересное для ценителей французской Новой Волны и интеллектуального кино в целом. И еще может быть для любителей детективов и психологической драмы.

Кинодневник

Previous post Next post
Up