Кинодневник. "Шаги сквозь туман"

May 16, 2017 23:02

Koraci kroz magle (1967)
Режиссер Жорж Скригин
В главных ролях Хусейн Чокич, Бора Тодорович, Милан Срдоч, Войя Мирич, Танасие Узунович

Югославская военная драма.
Я посмотрел этот фильм в рамках очередной кинорулетки, на этот раз - по Югославской "Черной волне".


[Сюжет]Вторая мировая война, Югославия. Арьергардный отряд из восьмидесяти человек почти полностью погиб под огнем немцев, давая возможность основным частям ускользнуть из окружения. В живых оставались только пятеро, из них трое - неходячих раненых. Один умер от ран, двое здоровых понесли оставшихся раненых сослуживцев на себе. У них не осталось еды, не хватало и воды, а идти предстояло вслед своим через горы. Они не знали, что немцы их уже засекли, и не уничтожают только потому, что немецкий офицер поставил перед собой задачу разобраться, что именно дает югославским солдатам силы сражаться в безнадежной ситуации.
Четыре героя представили четыре образа, четыре варианта отношения к жизни и смерти. Можно ли сказать, что выбором финала авторы показали, какой из вариантов они считают правильным?..


Фильм на самом деле не является в полной мере военной драмой, в большой степени это - драма психологическая, и одновременно - исследование на тему морального выбора. Авторы поставили перед собой амбициозную цель, и сюжет потенциально давал возможность сделать картину очень высокого уровня. К сожалению использовать этот потенциал создателям на мой взгляд не удалось. Главное, что смазывает впечатление - мотивы действий немцев, напомнившие мне... буржуинов из "Мальчиша-Кибальчиша". Которые одновременно стремятся уничтожить воинов противника и восхищаются их стойкостью. С этой стороны идет прямо таки воспевание героев. Которое компенсируется показом этих самых воинов отнюдь не рыцарями в сверкающих латах.
А в дооплнение в минус фильму играет нехватка технического уровня и местами - смазанной игрой актеров.
Через десять лет после "Шагов в тумане" вышел прекрасный фильм, который по сюжету перекликается в этой картиной - "Восхождение" Ларисы Шепитько по роману Василя Быкова. Работы Шепитько настолько глубже и мощнее, что югославская картина рядом выглядит просто неинтересной. Впрочем, на момент выхода она, видимо, была новым словом в теме войны, и должна была произвести серьезное впечатление на зрителей.
А вот к заявленной теме кинорулетки - "Югославская Черная Волна" проследить отношение фильма сложновато. Нет тут настоящей чернухи, максимум - отказ от черно-белого изображения героев. Так что это был фильм скорее "Югославской Новой Волны", если бы такое течение в кинематографе выделяли.

Резюме: подходящий фильм для зрителей, интересующихся психологической драмой, и для киноисториков.
Previous post Next post
Up