Trafic (1971) Режиссёр Жак Тати В главных ролях Жак Тати, Тони Книппер, Франко Рессель, Марио Занелли, Мария Кимберли
Мой выбор в рамках кинорулетки по французским комедиям - последний игровой фильм Дак Тати, он же - четвертый фильм о похождениях дядюшки Юло.
[Сюжет]Месье Юло работает дизайнером в небольшой фирме, делающий машины для кэмпинга на базе Рено. Фирма Альтра отправляет свой кэмпер на автошоу в Амстердам. Юло на пару с механиком везут кампер в кузове грузовика, другой представитель фирмы везет декорации для стенда, а Мария из PR-службы компании лихачит на своей маленькой спортивной машине то уезжая вперед, что возвращаясь за грузовиком. А возвращаться приходится часто: Юло на пару с механиков постоянно влипают в истории. То у них внезапно кончился бензин, то случилась поломка... Последующие две задержки, по сути, произошли по вине Марии: один раз она промчалась через таможенный пост и грузовик не остановился вслед за ней, поставив на уши голландских пограничников, то, торопясь на автошоу, которое уже началось, спровоцировала аварию с участием множества машин, включая грузовик Альтры... Задержки вылились в три ночевки на пути из Парижа в Амстердам и прибытие на Шоу после его закрытия...
Как обычно для работ Тати в фильме минимум диалогов, а главный герой общается почти только знаками и междометиями. Так же привычно для комедий Тати нет сцен, в которых хохочешь до слез, зато много неожиданных поводов для улыбки и достаточно поводов для смеха в голос - если вы настроены на волну фильма. Местами мне казалось, что режиссер подтрунивает над зрителями: "я знаю, что вы сейчас ожидаете... А я сделаю по другому". Например - натянутые над полом в большом зале шнуры, через которые старательно переступают люди. В фильмах других режиссеров кто-то обязательно споткнулся бы, зрители прямо ждут этого - и не получают :). Или собака, бегающая рядом с человеком, моющим машину очень лохматой тряпкой похожей на эту собаку: ну ведь нельзя не вставить сцену, в которой этот человек перепутает тряпку с собакой! Тати доказал, что можно. Ожидаемо для знакомых с господином Юло он попадает в нелепые ситуации. Только те обзоры фильма, которые утверждают, что неприятности случаются по его вине, не правы, он как раз, при всей своей неуклюжести в этих ситуациях служит не виновником, а палочкой-выручалочкой. Из остальных персонажей фильма больше всего внимания достается Марии, за ней интересно наблюдать, и она создает значительную часть сцен, которые создают настроение фильма. А её машина, в которой, кажется, имеется одежда для любого случая, выглядит как этакий цирковой реквизит - что с учетом пантомимно-циркового опыта Тати совсем неудивительно. Фильм вообще порой кажется одним большим цирковым шоу. Мне кажется, что один из приемов Тати - не выдавать сразу очень смешные ситуации, а постепенно создавать настроение, с котором потом уже невозможно не смеяться. Помогают ему в этом в том числе и сцены, не имеющего прямого отношения к сюжету, вроде подборки с поведением водителей в машинах, остановившихся на перекрестке. Давайте я не скажу, что именно они делают, мы, ведь и сами могли бы оказаться на месте тех, за кем подглядывал Тати...
Едва не забыл сказать: в одной их сцен в фильме таки присутствует "чеховское ружью", которое зрители не могли не заметить в начале и должны были отнести к числу неиспользованных поводов для гэга, но которое в итоге таки выстреливает. Тати снова обманул зрителей :).
Общее впечатление: милый фильм, не претендующий на величие, и снятый не коммерческим режиссером, а художником, которому позволили выразить то, что он хотел. И я к такому кино с удовольствием вернулся бы снова. Попозже, когда буден настроение отрешиться от суеты и проблем и немного расслабиться.
Угадайте, откуда героиня только что извлекла шляпу?
Гриль
Бритва, встроенная в руль
В ходе съемок фильма ни одна собака не пострадала. А кадр - второе "чеховское ружье" в фильме.