Кинодневник. "Нападение"

May 10, 2019 16:10

De aanslag (1986)
Режиссёр Фонс Радемакерс
В ролях Дерек Де Линт, Марк ван Ухелен, Моник Ван Де Вен, Джон Краайкамп, Хууб ван дер Люббе, Элли Веллер, Ина ван дер Молен, Франс Ворстман, Эдда Барендс, Каспар Де Боер

Голландская драма по одноименному роману Харри Мюлиса, получившая Оскар за лучший фильм на иностранном языке. Фильм достался мне в тематической кинорулетке


[Сюжет]Голландия, конец 1944-го года. Войска коалиции продвигаются через Францию, советская армия уже на Одере, а здесь все еще тихо, и немцы контролируют ситуацию. Есть проблемы с топливом, не хватает еды, но голода по крайней мере нет. Живущая в Харлеме семья Стеенвийк разливает не слишком густую похлебку в тарелки хорошего фарфора, а после ужина глава семейства проверяет сделанный старшим сыном очередной кусок перевода книги. В тот момент, когда Стеенвийки собрались начать партию в настольную игру, за окнами раздались выстрелы. Погасив свечу и выглянув в окно, они увидели, что на улице лежит Плоег, помощник нацистов из числа местных жителей. Выскочившие на улицу соседи - бывший моряк и его дочь - медсестра - перетащили тело ближе к дому Стеенвийков и убежали. Старший сын - Питер - предложил унести труп дальше, родители его не поддержали, в итоге, выбежав на улицу, он успел только схватить пистолет Плоега и убежать - на улице появились услышавшие стрельбу немцы.
Началась облава, когда немцы обнаружили, что в доме, около которого лежит тело убитого, отсутствует один человек, Стеенвийков арестовали, а их дом подожгли. Отца и мать увезли с другими заложниками, а двенадцатилетного Антона доставили в полицейский участок. По ошибке его закрыли в камере, где уже находилась женщина. В темноте Антон не видел её лица, запомнил только голос и историю, которую она рассказала о себе, не называя имени. А когда опомнившиеся полицейские вывели его из камеры, он увидел у себя на лице кровь - её кровь.
Антона увезли в Амстердам, где передали мальчика его дяде. Его родители к этому моменту уже были расстреляны. Что стало с Питером - он не знал.

Война закончилась, Антон жил нормальной жизнью - выучился на врача, женился, развелся, женился снова. В первом браке у него родилась дочь, во втором - сын. А казалось бы оставшаяся в прошлом историй той ночи продолжала возвращаться к нему - в виде встреч и разговоров: с соседкой-старушкой; с сыном Плоега, с которым Антон когда-то учился в одном классе; с подпольщиком, вместе со своей девушкой стрелявшим в Плоега. И наконец - с той самой медсестрой, которая перетащила тело убитого к дому Стеенвийков. Только от нее - почти через сорок лет после той ночи - Антон узнал и судьбу брата, и причину, по которой убитого колабороциониста оставили перед его домом...


Есть фильмы, которые смотрят ради великих актеров. Есть фильмы, которые интересно смотреть благодаря усилиям режиссера. На мой взгляд данный фильм хорош благодаря сценарию (и соответственно - благодаря книге, по которой сценарий написан). Актеры сыграли просто на том уровне, чтобы не испортить картину, режиссеру и оператору практически тоже нужно было лишь удержаться на уровне. Все остальное сделал сюжет. Мне фильм напомнил ни много ни мало "Расёмон": так же, как в шедевре Куросавы вроде бы произошедшая на наших глазах история с каждым новым оборотом обретает новый облик. И финал - как у Куросавы - возвращает веру в людей.


За секунду до выстрелов






"Это не моя кровь"


"Отвезите мальчика к родственникам"


"Мой отец ненавидел коммунистов и был прав"




"Мы должны были его убить"


"Мы изображали влюбленных. Мы и были ими"


"Она добивала его"


Когда воспоминания возвращаются


"Папа, я не ожидала увидеть тебя на демонстрации"


"Мы уехали в Новую Зеландию. Мой отец застрелился"


Я смотрел фильм в русском переводе, заметил пару явных ошибок (мотоцикл вместо велосипеда, чеснок вместо гвоздики), полагаю, что было и больше, но голландского я не знаю, а в английском переводе не нашел.

Фильм должен понравиться тем, кто любит "умное" кино, и также тем, кому интересна психологическая сторона персонажей. Мне фильм понравился, поставил 7 из 10.

Кинодневник

Previous post Next post
Up