Третья мещанская (1927) Режиссёр Абрам Роом В главных ролях Николай Баталов, Людмила Семёнова, Владимир Фогель
Советский черно-белый немой фильм.
[Сюжет]Николай, бригадир на реставрации Большого Театра, вместе со своей женой Людмилой живет в комнате на Третьей Мещанской улице. Он доволен собой, своей работой и своей семьей, и не замечает, что Людмила далеко не так счастлива. Владимир - печатник, приехавший в Москву откуда-то издалека и устроившийся на работу в газету. Жилье ему при этом не предоставили, а первый поиск ничего не дал. Он мог оказаться и вовсе на улице - если бы не встретил Николая, с которым вместе воевал. Комната у Николая и Людмилы небольшая, но свободный диван и ширма, чтобы его отгородить, нашлись. Проблема наметилась, когда Николая отправили в командировку, Владимир предположил, что ему имеет смысл поискать другое жилье, чтобы не пошли слухи, но его друг уверен в себе - не найдется такого мужчины, который мог бы увести у него женщину. Он переоценил себя: внимание Владимира, его деликатность и доброта привлекли к нему Людмилу. Когда Николай вернулся домой, его сообщили новость... Он отправился ночевать на работу. На этом драма могла бы закончиться... Ан нет: Людмила пожалела Николая, когда он под дождем зашел за своими вещами. И они снова стали жить втроем в одной комнате, только место на диване теперь принадлежало Николаю. Он от ситуации был не в восторге - ширма заслоняет вид, но спасает от звуков. По вечерам Владимир и Николай играли в шашки, оставляя Людмилу скучать одну. А стоило ей вспомнить время, когда она была счастлива с Николаем, как во Владимире проявилась ревность. Добила их "сожительство" беременность Людмилы, и никто не мог с уверенностью сказать, кто был отцом ребенка...
Фильм мне достался в кинорулетке по советскому кино двадцатых и тридцатых. Я о нем раньше не слышал, тем удивительнее мне оказалось обнаружить, что он включен в несколько серьезных кинотопов. Должен согласиться с составителями этих топов: он интересен во многих отношениях. Сюжет не примитивен, сценаристы не идут на поводу о зрителя, ожидающего от любовного треугольника не только страстей, но и определенного рода финала. Без идеологической "вставки", выраженной в фразе из записки главной героини, в итоге не обошлось, но этого следовало ожидать. Утверждают, что весь сюжет возник из реального случая, когда двое мужчин в роддоме заявили, что они оба - мужья, и что в советской семье ревности нет места. В фильме, видимо, семья оказывается недостаточно советской, а именно мещанской :). Актеры, конечно, играют в духе немого кино, но нет гипертрофированных проявлений чувств, только подчеркнутые оператором естественные эмоции. Актеры, кстати, по тем временам очень известные. Николай Баталов (дядя Алексея Баталова), например, известный театральный актер, до этого фильма он сыграл Гусева в "Аэлите" и Павла Власова в фильме "Мать". А следующая его роль была в "Путевке в жизнь". Кстати, трое центральных персонажей носят такие же имена, как и актеры, их сыгравшие. В наше время такое встречается иногда, но только в авторском кино, и актеры обычно в этом случае - непрофессионалы. В фильме заметно влияние советской операторской школы, той, что в полной мере проявила себя двумя годами позже в "Человеке с киноаппаратом" Дзиги Вертова. Оераторы "Третьей Мещанской" Григорий Гибер и Дмитрий Фельдман активно используют разного рода приемы и интересные ракурсы, так что и просто посмотреть их глазами на Москву двадцать седьмого года интересно. Кстати, одной из визуальных доминант в фильме оказывается Храм Христа Спасителя - просто трудно было показать в то время Москву так, чтобы он не привлек к себе внимания.
Резюме: естественно в наше время такие фильмы никто не станет смотреть без специальной на то причины. Если вы интересуетесь историй советского кино, этот фильм может быть вам интересен. В остальных случаях просто примите к сведению, что была такая картина, которая для своего времени значила не меньше, чем многие современные семейные драмы отмеченные отзывами критиков и наградами фестивалей.
PS Проводить аналогию между этим фильмом и судьбой Маяковского оставлю вам.