The Paradine Case (1947) Режиссёр Альфред Хичкок Продюсер Дэвид Селзник В главных ролях Грегори Пек, Алида Валли, Энн Тодд, Чарлз Лоутон, Луи Журдан, Чарльз Коберн, Этель Бэрримор, Джоан Тетцел
Черно-белый фильм по мотивам одноимённого романа Роберта Хиченса. Формально - корт-рум драма, по факту - психологическая драма.
Для кинорулетке по фильмам Альфреда Хичкока. Сказать, что фильм мне "выпал", было бы неверно - это единственный фильм из списка, который я ранее не видел. Обратите внимание на мой юзерпик - он тоже из фильма Хичкока. Внимание знатоков кино: из какого именно фильма этот кадр? :)
[Сюжет]Маддалена Анна Парадин (именно так, а не как в российской версии названия), обвиняется в отравлении её мужа, слепого полковника Парадина. Поверенный семьи Парадин сэр Саймон Флэкер приглашает защищать её успешного адвоката Энтони Кина. Кин планирует строить защиту на предположении, что покойный отравился сам. По ходу подготовки Энтони начинает воспринимать Маддалену больше, чем просто подзащитную, что естественно его жене Гей совсем не нравится, но она не считает себя вправе мешать ему: I love him but not own him. Кин обнаруживает странные отношения между Маддаленой и слугой её мужа - Андре Латуром, который много лет был сопровождал хозяина еще до того, как тот ослеп. На суде Кин подводит присяжных к мысли, что убийца - Латур, что очень не нравится подсудимой. Ко всему прочему защите мешает судья Хорфилд - неприятный тип, подбивавший клинья к жене Кина...
Мы к сожалению никогда не сможем увидеть фильма в том виде, какой ему хотел бы предать Хичкок. На главных ролях оказались не те актеры, которых он предпочел бы снимать, Грегори Пек (вместо занятого в съемках Гамлета Лоуренса Оливье) выглядит мискастингом, Ингрид Бергман выглядела бы выразительнее в роли Маддалены Парадин, а Луи Журдан в роли слуги полковника Парадина привел не только к изменению имени героя, но и серьезно повлиял на трактовку отношений героев. Плюс к этому фильм был сокращен по сравнению с первоначальной версией на час (!), в том числе по воле продюсера были вырезаны пятнадцать минут, без которых становится странным присуждение Этель Бэрримор Оскара за роль второго плана, и Хичкок по условиям контракта ничего не мог поделать. За Дэвидом Селзником оставалось решающее слово и в кастинге, и в принятии сценария, и в монтаже фильма. Хичкоку остались только собственно съемки. Возможно поэтому фильм не дотягивает по уровню до лучших работ Хичкока. Поклонникам Мастера тут остается только смаковать его фирменные визуальные решения и то, что осталось от его трактовки сюжета. И да, фирменное камео Хичкока в фильме есть :).
Anthony Keane, Counsel for the Defence. В этой роли Хичкок хотел видеть Лоуренса Оливье. Не вышло - роль играл Грегори Пек
В начале фильма - уверенный в себе успешный адвокат. Знакомство с вдовой Парадин приводит к тому, что он постепенно опускается, влюбляется в нее, начинает принимать решения под влиянием чувств. Поражение в процессе едва не сломало его, подтолкнув к решению оставитб профессию.
У Пека не слишком хорошо получилось сыграть героя, сбитого с толку своими чувствами
Gay Keane (Энн Тодд), жена Энтони. Образец женщины, для которой любить не означает владеть. Поддерживает мужа даже тогда, когда он очевидно влюбился в подзащитную, и когда он сломался под тяжестью поражения.
Mrs. Maddalena Anna Paradine, роль, которую Хичкок хотел бы отдать Ингрид Бергман. В фильме её играет Алида Валли. Харизматичная красавица, способная покорять мужчин. Большей частью выглядит холодной, но яркой. По сюжету она вышла их самых низов, у неё была непростая жизнь в молодости. За слепого (и богатого) полковника вышла, "чтобы стать его глазами". Было ли это правдой - неизвестно, но мужа она в итоге отравила.
Хичкоку не удалось провести в фильме ту трактовку её роли, которую он хотел: мисс Парадин должна была быть нимфоманкой, для которой не важен статус мужчины, которого она добивается, а получилась в итоге расчетливая, но внутренне страстная красавица, способная и на любовь, и не ненависть.
Judge Lord Thomas Horfield (Чарлз Лоутон). Судья - неожиданно сложный персонаж. Изображен внешне как самый отрицательный, толстяк с сальным взглядом, в присутствии собственной жены любящий рассказывать о своих похождениях с женщинами, добивающийся внимания от женщины в присутствии её мужа. В суде он ведет заседание так, чтобы создать главному герою дополнительные проблемы. Он убежден в виновности подсудимой и спокойно говорит о том, что она будет казнена.
А в конце оказывается, что, выполняя свои обязанности судьи, он действительно привел на виселицу преступницу.
И было ли его поведение по отношение к адвокату продиктовано реакцией Гей Кин - большой вопрос.
Sir Simon Flaquer (Чарльз Коберн), Solicitor for the Defence. Поверенный семьи Парадин и друг как умершего полковника, так и Энтони Кина. По сюжету - скорее наблюдатель, только соединяющий героев, мало вмешивающийся в происходящее и большей частью просто выполняющий свои обязанности.
Этакий типичный английский джентльмен старшего поколения, который при необходимости может поддержать, но предоставляющий действовать другим.
Judy Flaquer, daughter of Simon Flaquer (Джоан Тетцел). Молодая, умная (хорошо понимает тонкости происходящего в суде), сострадательная. В другое время могла бы сделать карьеру - если захотела бы. В Англии середины двадцатого века женщина, делающая карьеру - все еще нонсенс.
Lady Sophie Horfield (Этель Берримор). Жена судьи Хорфилда, светская дама, столь же сострадательная, как Джуди, но не отличающаяся большим интеллектом. Все еще любит мужа, хотя он и далеко не так добр, как был в молодости, набрал вес и неприятные привычки. Но по отношению к ней неожиданно выглядит заботливым и в некотором роде терпеливым (как терпелив добрый хозяин с любимой собакой).
André Latour, Paradine's valet. Еще одна роль, которую Хичкок представлял иначе. Играть слугу по его мнению должен был Роберт Ньютон, и звали слугу в оригинале Уильям Марш. Латуром он стал именно из-за того, что на роль продюсеры назначили Луи Журдана.
Журдан играет слугу, страдающего от того, что страсть к женщине заставила его нарушить долг.
Можно поверить, что женщина влюбится в него без памяти, но для замысла Хичкока (простой мужчина, с руками, пахнущими навозом) его внешность и стиль не оставляют места.