Кинодневник. "Жизнь, и больше ничего"

Sep 16, 2019 11:58

Zendegi va digar hich (1994)
Режиссёр Аббас Киаростами
В главных ролях Фархад Керадманд, Буба Байур

Для кинорулетки по иранскому кино.

Псевдодокументальный фильм, вторая часть "Трилогии Кокура".


[Сюжет]
Кинорежиссер со своим сыном едет на старенькой машине через разрушенный сильным землетрясением район в городок Кокер, где живет мальчишка, сыгравший главную роль в его фильме. Дорога забита машинами - люди пытаются уехать в менее пострадавшие районы, идет рабочая и спасательная техника, местами дорога разрушена. Режиссер решает съехать с главной трассы, чтобы попытаться добраться до места проселками. Он пытается выяснить дорогу у людей, которых встречает на дороге. Их ответы противоречивы, многие просто не знают, какой путь может привести в Кокер, и большинство больше в мыслях о собственных потерях.
Режиссер по пути останавливается по разным причинам - сыну нужно "в кусты" по нужде, или купить поды, или просто немного отдохнуть. Он наблюдает за людьми, слушает их истории - о том, как они спаслись в землетрясении, и о том, кого они потеряли. И одновременно герой наблюдает, как даже после такой катастрофы, когда нет никого без погибших родственников, люди возвращаются к "нормальной" жизни: смотрят футбол через только что поставленную теле антенну, женятся, восстанавливают дома...


Road movie Kiarostami style. Внешне минималистично, как будто снято "по горячим следам". Актеры - обычные люди, не профессионалы. И история, положенная в основу сюжета, близка к тому, что произошло в реальности с самим режиссером. Только тот факт, что фильм снят через два года после землетрясения, унесшего до пятидесяти тысяч жизней, и оставившего без жилья до четырехсот тысяч человек, дает понять, что как минимум спасательная операция и пробки на дороге организованы специально для съемок фильма. И спокойствие непрофессиональных актеров, которые по сюжету потеряли дома и семьи всего пять дней назад, становится объяснимым: до, возможно действительно потеряли, только два года назад. А режиссеру для воплощения идеи и нужно, чтобы в кадре было больше спокойных эмоций, а не слез и отчаяния. Сильнее всего это заметно на детях, которые в кадре рассказывают о том, как они выжили в землетрясении: видно, что они просто повторяют зазубренный текст.
Что не умоляет мастерства Киаростами: снят фильм очень хорошо, и я должен в очередной раз согласится: международное признание режиссера - не дань кинотусовки азиатской экзотике и моде на незападное кино.
Для меня осталось вопросом, насколько велико было влияние на Киаростами других режиссеров: некоторые фрагменты фильм лично мне напоминают Тарковского (в том, как в череду сцен разрушения вставлены каонтрастно "живые", зеленые сцены с подчеркиванием их музыкальным фоном). В более поздних его работах я такого влияние не отметил, возможно это результат выработки собственного стиля.
Де факто фильм больше фестивальный, почти артхаусный, массовому зрителю, ориентированному на развлечения не подходящий. Зато для тех, кто ищет умное, серьезное кино, этот фильм посмотреть имеет смысл.


























PS Как вы думаете, был ли актер на главную роль выбран по внешнему сходству с Федерико Феллини? Или все же посходству с самим собой?





Кинодневник, Кинорулетка

Previous post Next post
Up