Кинодневник. "Лоскутное одеяло"

Oct 11, 2019 18:52

How to Make an American Quilt (1995)
Режиссёр Джослина Мурхаус
В главных ролях Вайнона Райдер, Эллен Бёрстин, Энн Бэнкрофт, Элфри Вудард

Драма по одноименному роману Уитни Отто.
Для финальной кинорулетки от altereos


[Сюжет]Аспирантка из Беркли Финн Додд уезжает на лето к своим родственникам в небольшом калифорнийском городке, надеясь там дописать свою диссертацию и попутно разобраться в своих чувствах: её бойфренд (этим летом занявшейся большой реконструкцией их дома) только что сделал ёй предложение. Финн не сказала "нет", но к браку у неё отношение сложное - в результате того, что её родители давно развелись и её мать регулярно высказывалась отрицательно и о своем бывшем муже (с котором она, впрочем, продолжает дружить), и о самом институте семьи.
Финн поселяется у своей бабушки Хай и её двоюродной сестры Глэди Джо. В их доме собирается нечто вроде клуба по интересам: женщины, которые вместе делают лоскутные одеяла. Главная мастерица, координирующая работу - афроамериканка Анна, в роду которой умение делать такие одеяла-картины передается из поколения в поколение.
Финн общается с другими женщинами, и перед ней раскрывается серия историй, связанных отношениями этих женщин с мужчинами.
Муж Глэди Джо изменил её с Хай, когда та была депрессии из-за тяжелой болезни мужа. С тех пор Глэди вроде бы простила их (и Хай поселилась в итоге в её доме), но на самом деле тут всё непросто...
Их подруга София Дарлинг, увлекавшаяся прыжками в воду и плаванием, вышла за муж за геолога Престона Ричардса, и погрязла в быте. Когда их дочь - старшая из трех детей - заканчивала школу, Престон, отчаявшись вернуть романтичность в их отношения с Софией, однажды просто не вернулся из очередной командировки.
Еще одна подруга - Эм - замужем за художником Дином. Эм отчаянно ревнует, но не уходит от Дина, который по прежнему регулярно находит себе страсти на стороне.
Очередной роман он закручивает с Констанс - вдовой, тяжело переживающей смерть мужа. Дин даже предлагает ей уехать вместе, но она никого, кроме своего Хауэлла не любит.
Анна рассказывает историю своей бабушки, которая почти мистическим способом нашла своего будущего мужа вскоре после отмены рабства, и свою собственную историю короткой встречи белым парнем, закончившуюся переездом в другой город и рождением её дочери Марианны.
Марианна побывала во многих странах, неоднократно получала предложение выйти замуж, но всегда отказывала, а с единственным мужчиной, в котором она почувствовала родственную душу, у неё ничего не было кроме дня общения и подаренного листочка со стихотворением.

Между разговорами со всем этими женщинами Финн переживает собственную историю: она ссорится с Сэмом, пытается помириться с ним по телефону, но попадает на какую-то незнакомую женщину, знакомится у бассейна с красавцем Леоном, который притягателен для неё на физическом уровне, и который уверенно доводит дело до интима. А при следующей встрече с Леоном она после минуты колебаний уходит даже без прощального поцелуя. Она хочет снова вернуться к Сэму.

Кульминация приходит с двумя событиями: сначала приезжает мать Финн, которая обрушивает на неё новость о воссоединении с бывшим мужем - отцом Финн. А затем обрушившийся на город шторм унес со стола Финн стопку бумаг - итог её полуторогодовой работы. Она уже готова была в отчаянии бросить эту диссертацию, чтобы взяться за другую тему (как делала уже трижды), но подруги бабушки собрали почти все записи и по окрестным дворам и улицам и вернули её. А потом Финн проснулась, укрытая новым лоскутным одеялом, посвященным любви, на рассвете вышла на улицу, завернувшись в него, и, следуя за вороном, как когда-то - бабушка Анны, вышла к машине, в которой спал Сэм, приехавший в город ночью и решивший никого не беспокоить до утра...

Глади Джо и Хой наконец окончательно помирились. Эм обнаружила в мастерской мужа свои портреты, которые показали, что он любит её брольше, чем кого-либо другого. А София поднялась на прыжковую вышку бассейна.


Англоязычная западная культура породила отдельное явление в кинематографе: экранизации современных романов о жизни и её понимании. Это могут быть драмы, комедии, мелодрамы - истории, не насыщенные адреналином, и больше всего дающие пишу уму. Корнями эти истории уходят в классическую английскую литературу, а создают их обычно относительно молодые писатели, которые получили хорошее гуманитарное образование в американских университетах. За годы школы и студенчества у них выработался язык и накопилось некоторое количество наблюдений и размышлений, а университет дал им знание литературы, позволяющее хоть недолго "постоять на плечах гигантов". Обычно недолго, так как первый роман они пишут потому, что им нужно выплеснуть куда-то накопленный материал - зачастую действительно интересный, а вот начиная со второго идет уже профессиональное писательство, то есть они пишут потому, что должны писать. А вот мыслей для новых книг набрать уже куда как сложнее.
Подобных писателей довольно много, а количество, как мы знаем из диалектического материализма, переходит в качество: в массе печатаемых в США книг набирается энное количество таких, на базе которых можно снять хорошее кино. Естественно, до экрана доходит не все, права на что покупают кинематографисты. Роман Отто дошел. Спасибо за это Amblin Enterteinment - фильм получился хороший. Не знаю, насколько книга была основана на реальных историях, но даже если Отто взяла за основу то, что происходил с ней самой или что она слышала от других, жизнь в фильма подчищена, подкрашена и слегка покрыта лаком: герои сделаны более яркими и выразительными, лишние оттенки характеров если не совсем убраны, то приглушены, зато подчеркнуто все, что работает на главную идею. Скорее всего какие-то детали дополнительно были добавлены на этапе сценария и съемок: в основанной Спилбергом компании Amblin ценят умение "снять красиво". Возможно для кого-то итог покажется чересчур нравоучительным - как картинка с цитатой из разряда рассказывающих как правильно жить. Зато, если этот фильм попадется на глаза кому-то, кто задумывается об отношениях между мужчиной и женщиной и о семье, он вполне может оказаться тем фактором, который поможет, подтолкнет в правильную сторону. Для меня, с моими почти тридцатью годами брака, это скорее возможность взглянуть назад, сравнить и увидеть, где мои собственные мысли совпали с мыслями писателя. То же не плохой вариант, не правда ли? Тем же, кто помоложе, могу сказать: посмотрите, может быть он и вам придется по душе и по мыслям? А заодно можно получить удовольствие и от кинематографической "стороны медали" - и сыгран, и снят фильм большей частью очень хорошо.


"Приедешь за мной в сентябре?"


Анна, Финн и Хой


"Ты их простила?"


Встреча у бассейна


Леон


София и Ричард в молодости


Быт губит мечты


Ссора


Финн и Эм


Дин и его модель


"Прости меня"


Первое свидание Анны


Марианна и фотографии из её прошлого


Лишь листок со стихом в подарок


Разговор о ценности брака


Дин и Констанс


Мама приехала


Полтора года работы на ветер


Лоскутное одеяло "Там, где любовь"


Сэм вернулся. Или вернулась Финн?


Кинодневник, Кинорулетка

Previous post Next post
Up