Фильм по мотивам автобиографии Джакомо Казановы "История моей жизни". Фильм получил Оскар в номинации "Лучшая работа художника по костюмам" и номинацию на Оскра за сценарий по литературному произведению.
[Сюжет] Во время венецианского карнавала Джакомо Казанова получает записку, в которой его приглашают для встречи с "монахиней" на один из островов Венеции. "Монахиня" - любовница французского после - приглашает Джакомо устроить сцену соблазнения в принадлежащем послу доме, что они в итоге и реализуют - к удовольствию подглядывающего через дырку в стене француза. Казанова пытается привлечь внимание посла к другим своим талантам, но безуспешно. На обратно пути с острова Каазнову арестовывают и отправляют в тюрьму, где он проводит время, среди прочего, за воспоминаниями о своих похождениях. Из тюрьмы Джакомо в итоге сбежал, а так как оставаться в Венеции он не мог, то ему пришлось отправиться в изгнание. Или, если хотите, в путешествие по Европе. Естественно в автобиографии Казановы рассказывается и о его успехах в разных делах, и о встречах со знаменитостями, но в фильме мы видим только его приключения, связанные пирами во дворцах и встречами с женщинами. Не всегда эти встречи заканчивались постелью. И порой они приносили Джакомо несчастья. Он много красиво говорит о любви и цинично использует свою репутацию, порою отдаваясь и просто животной страсти. Время беспощадно, чем дальше, тем грустнее похождения Казановы. В Вюртемберге предметом его страсти становится механическая кукла - "андроид". А в конце своей жизни, в должности библиотекаря графа Вальдштайна, ему остается во сне тянуться к призракам своих любовниц...
Федерико Феллини не любил Казанову. Не любил настолько, что выбрал на его роль актёра с "глазами мастурабтора", хотя ему предлагали на рассмотрение кандидатуры Марлона Брандо, Майкла Кейна, Пола Ньюмана, Аль Пачино и Роберта Редфорда. Только по ходу съёмок отношение режиссёра к персонажу сместилось от откровенной неприязни к симпатии: Феллини признал его человеком, которого судьба обделила способностью к любви. Вот именно так: "любвеобильный" Казанова не любил женщин, с которыми встречался. Порой изображал любовь, но испытывал де факто всего лишь физическое влечение. Поэтому его любовные клятвы по ходу фильма чередуются с оргиями, где нет места чувствам. У меня осталось ощущение, что в фильме нет случайных деталей, Феллини все построил вокруг определенных идей и мыслей. Но в фильме столько ярких, эпатажных и просто шокирующих сцен, что некоторые действительно важные вещи можно не заметить. Полагаю, что к этим важным деталям надо отнести взгляды и поведение партнерш Казановы. Если его лицо почти не выражает настоящих чувств, то на лицах его женщин эти чувства выражены очень ярко. Возможно самой показательной в этом отношении является героиня, от которой камера уходит после секса почти мгновенно: модель, с которой Казанова "занимался любовью" на спор. На её лице сменялись нерешительность, смущение, ужас и отрешенность, а сразу после того, как Казанова встал с неё, она отвернулась в сторону, свернувшись в "позе зародыша", и публика вокруг тут же забыла о ней. А в финале фильма Казанова символично остается с механической куклой, в которой он сумел разбудить физиологическую страсть, и которая так же как он лишена настоящих чувств. Кстати о символизме с начала и до самого конце сквозь все похождения с Казановой остается его механическая птица, которую он заводит перед началом секса. В последней сцене она стоит на заднем плане - поблекшая и явно неисправная - указывая не то, что постельные приключения её хозяина остались в прошлом.
В этом фильме (как и в нескольких следующих за ним) Феллини не искал натурализма. Фильм полностью снят в студии, даже волнение на море изображается скрепленными вместе полосами из пластиковых мешков для мусора. Мы совсем не видим горизонта - он скрыт туманом или мраком. И секс, которого в фильме должно быть много полностью заменен имитацией. Единственное, что можно назвать в фильме эротикой - показанные местами полуобнаженные женские тела. Феллини хватило и это (хорошо, что этот фильм снимал не Тинто Брасс :) ).
Утверждают, что режиссёр относил "Казанову" к своим лучшим работам. Если так - мои вкусы отличаются от его :). Если когда-нибудь я и решу снова посмотреть этот фильм, то только для того, чтобы лучше рассмотреть детали в которых проявился талант Феллини. А сюжет и герой фильма у меня положительных эмоций не вызвали (а может и не должны были?)