Фото не с Майдана, а из Калькутты. Чисто для красоты.
Про Майдан не написал только ленивый. "Разделился весь мир на "они" и "мы"".
Я писать не буду. У меня тоже есть свое мнение на этот счет, но я не хочу его обнародовать. Во-первых, я не разбираюсь в политике. И не хочу разбираться. Во-вторых, я не обладаю полнотой информации, необходимой, чтобы делать какие-то выводы. Официальной пропаганде и слухам я не верю. Соответственно, мои умозаключения в любом случае будут неквалифицированными и продиктованными либо слухами, либо пропагандой. Кому оно надо?
Написать хочу о другом. С удивлением увидел, как на эту тему спорят мои единоверцы-вайшнавы. Сказать, что был удивлен, - не сказать ничего. Ладно, я готов понять, что простодушные верующие верят всему, что говорят и пишут в телевизоре/ интернете/ газетах. Готов понять даже озабоченность политикой (хотя, в принципе, для вайшнавов это не совсем характерно). Но что меня выносит - это внезапно проснувшаяся агрессия и готовность ставить свои политические пристрастия выше духовных и даже чисто человеческих отношений и простого сострадания. Это свидетельствует, пожалуй, только об одном... Впрочем, не стану этого писать, чтобы никого не обидеть.
За последние дни я написал на ФСБуке несколько сообщений, в которых высказал свое отношение к этой проблеме. Некоторые блоггеры любят сохранять у себя в ЖЖ свои твитты и комментарии из соцсетей. Вот и я решил тоже так поступить. В конце концов, чем я хуже Кирила Фролова? :) Итак, четыре комментария на тему вайшнавских споров о политике:
1. Особенно непонятны именно вайшнавские споры на тему политики. Казалось бы, по нашей философии, мы не должны отождествлять себя не только с телом, но и с землей, на которой родились, а мир должны воспринимать с духовной точки зрения. И уж самое последнее дело - ругаться по этому поводу, оскорбляя тех, кто не согласен с нашей позицией. Лестно, конечно, почувствовать себя эдаким Арджуной, борцом за Дхарму... Но где тут Дхарма? Хотя бы мирская (не говоря уж о санатана-дхарме)? Тем более, в фейсбуке? Все эти политические споры - стопроцентная праджалпа, причем в одной из самых дурных и опасных ее разновидностей, т.к. выливаются в оскорбления преданных. Вайшнавы, вы чего? С ума все посходили?
2. Самое грустное здесь - не то, что преданные вообще обсуждают эту тему. В конце концов, многих это действительно волнует, а кого-то и касается лично. Все-таки это наша жизнь; у кого-то это происходит прямо за окном. Печально то, что в обсуждениях вайшнавы раз за разом скатываются до того низкого уровня, который навязывает обществу пропаганда - до тех самых "бендеровцев" и "москалей", "пиндосов", "толерастов" и "рашки". Уровень Шарикова. "Взять все и поделить". Какая бы то ни было глубина отсутствует полностью, зато злобы - хоть отбавляй. В этом смысле мы могли бы многому поучиться у Шрилы Прабхупады, который, прошу заметить, вовсе не был оторванным от окружающей действительности человеком. Шрила Прабхупада, когда только начинал издавать "Бэк ту Годхед", много и подробно писал о войне, о всевозможных кризисах и политических трудностях в стране и в мире, и даже в своем переводе "Шримад-Бхагаватам" (1.5.11, комм.) - священного писания - он с горечью говорит о вооруженном конфликте между Индией и Китаем. Таким образом, писать о таких вещах для вайшнава не предосудительно и нормально. Но обратите внимание - каждая подобная статья Шрилы Прабхупады, будь то о Китае, Второй мировой войне или кризисе, вызванном переделом границ штатов в Индии, содержит не только глубокий и мудрый анализ ситуации, но и вечные, вневременные выводы, благодаря чему эти статьи, несмотря на свою кажущуюся "сиюминутность", актуальны до сих пор. Вот такой глубины нам очень не хватает. И это печально. Плохо мы учимся у Шрилы Прабхупады.
3. Вот что он писал, оказавшись в самой гуще бедствий Кали-юги:
Мы строим планы мирного сосуществования наций, гражданской безопасности. Это оправданно, и пренебрегать этим было бы ошибкой. Но все наши планы будут разбиваться о скалу человеческого эгоизма, пока мы не повернемся к Богу. ОБРАТНО К БОГУ - вот главная потребность Англии и любой другой нации.
И еще:
Жители Калькутты покидают город и уходят в другие места из страха перед бомбежками японцев - в основе этого лежит все та же тенденция стремления к вечности. Но беглецы, увы, не думают о том, что, даже уйдя из Калькутты и защитив себя от налетов японских бомбардировщиков, нигде в материальном мире они не смогут обезопасить свои тела от «бомбардировки» тройственными страданиями материальной природы.
То же самое можно сказать о японцах, которые, желая за счет отвоеванных территорий приумножить свое счастье, угрожают жителям Калькутты беспощадными атаками с воздуха. Они не понимают, что это счастье тоже временно и бренно, - и с этим они уже неоднократно сталкивались у себя на родине. Но, с другой стороны, живые существа, которые подвергаются нападению, по природе своей вечны, неуязвимы, невидимы и т. д. Поэтому все живые существа, как жертвы нападения, так и нападающие, находятся во власти майи и, следовательно, во тьме. (Из журнала "Бэк ту Годхед", 1944 г.)
4. И еще один комментарий относительно "оголубевшей Европы" (хоть это немного и не в тему, но вопрос, как выяснилось, болезненный). При всей моей стойкой приверженности к традиционным ценностям (кирка-киндер-кюхен), я, тем не менее, не совсем понимаю тех вайшнавов, которые превозносят политику российских властей по борьбе со всем "нетрадиционным". Ведь мы, вайшнавы, в глазах нынешних российских политиков - тоже ценность не совсем традиционная и стоим где-то рядом с геями и Пусси райот. Не удивлюсь, если после "зачистки" гомосексуалистов возьмутся и за нас. Тревожные звоночки, увы, уже есть. Вероятно, скоро госпропаганда будет разрабатывать тему сект и скоро мы услышим о "секто-лобби" и "секто-пропаганде". Готовьтесь, друзья.