История происхождения Меноры - 3 (окончание)

Dec 13, 2016 12:30


V. Менора и Библия

Мы уже знаем, что, согласно Библии, Менора была изготовлена по требованию ГБ, но без объяснения причин создания именно такого светильника. Ряд дополнительных сведений указывает на обрядовый характер семисвечника в культе почитания ГБ. Такова внешняя картина, не учитывающая контекст повествования, который заключается в подготовке евреев к походу от горы Синай в Землю Обетованную, т.е. в Израиль. Однако для более глубокого понимания, необходимо знать, кто такие евреи, и что из себя представляет Древний Израиль, куда, собственно, держали путь беглецы из Египта. И Библия в данном случае не может служить историческим документом, поскольку существует неумолимый факт: древнеегипетская история не знает топонима Израиль. Египет подчинил себе территорию Леванта примерно за 2000 лет до н.э., но в своих обширнейших архивах ни разу не упоминает ни Израиль, ни его царей, которые в обязательном порядке должны были находиться в роли вассалов египетских фараонов и вести с ними переписку, слать дары и своих дочерей, дабы породниться с земным богом. Ничего этого нет и быть не могло.

Этимология слова Израиль

По-гречески Израиль записывается как ΙΣΡΑΗΛ, которое раскладывается на два слова: ΙΣΡ + Α + ΗΛ, где

ΗΛ (эль) - известное в семитских языках слово, означающее "бог". ΗΛ, в свою очередь, это - редуцированное (без окончания) слово Ηλιος (Гелиос) - по-гречески "бог солнца". Дальнейшая этимология восходит к имени солярного бога Хора, в котором фонема [р] в результате ротацизма стала [л].

Α - соединительная гласная.

ΙΣΡ (иср) - вариант имени Осириса, бога возрождения.

Полный перевод слова Израиль: "бог Осирис".

Возникновение топонима Израиль отнюдь не случайно и обусловлено его восточным по отношению к Египту расположением. На востоке, где вставало и "возрождалось" солнце, находились, согласно представлениям египтян, Поля Иару (Елисейские поля) - царство Осириса, в котором люди, добравшиеся до него, обретали вечную жизнь. Эти воззрения нашли отражение в древнеегипетском мифе об Исиде и Осирисе в изложении Диодора Сицилийского. Он рассказывает о походе бога Осириса со своим сыном Македоном на восток - вплоть до Индии. Но древнеегипетский фольклор о боге Осирисе (Израиле), разумеется, не имеет ничего общего с реальностью и передаёт исключительно эсхатологические воззрения египтян, т.е. их представления о загробном мире.

Этимология слова еврей

В настоящее время наиболее реалистичной выглядит теория, в которой этимоном к слову еврей служит древнеегипетское название народа ʕprw (апиру, хапиру, хабиру):

Оно встречается в эпоху Нового царства и относится к кочевым народам, в том числе к кочующим мигрантам, торговцам и, возможно, разбойникам. Затем Apiru попало в греческий и семитские языки:

Ἑβραῖος (эврэос) - греческ. "еврей".

עִבְרִי‏‎ (иври) - "еврей" на иврите.

Семантика в целом осталась прежней: евреи - это люди, совершающие переход из одного места в другое, т.е. изначально евреями называли социальную группу, а не этнос.

Куда кочевали библейские евреи

Если принять во внимание представленную выше этимологию слов Израиль и еврей, то библейский лейтмотив будет означать следующее: люди отправились из Египта к богу Осирису, дабы обрести завещанную им ГБ землю. В свою очередь "земли Осириса" - это райские кущи Елисейских полей, иначе называемых Элизиумом. На первый взгляд кажется абсурдом, чтобы живые люди добровольно устремились в загробный мир - это не сочетается ни со здравым смыслом, ни с известными историческими фактами. Причина несуразицы - отношение к Библии как к историческому документу, которым она не является. В ней, безусловно, есть вкрапления исторических сведений, но в основном это - сборник разнообразных палеографических документов, включающих космогонические и космологические мифы, поучения, притчи, пророчества, магические произведения, жреческие наставления и т.д. Один из примеров - "Книга Небесной коровы", которая взята за основу библейского сказания о Всемирном потопе. Ещё один, относящийся к теме данной работы: канва основных книг Библии - Пятикнижия Моисея - выстроена согласно наиболее развитому жанру Древности, разработанному в "Книге мёртвых", под которой понимается комплекс древнеегипетских заупокойных текстов, рассказывающих о путях достижения царства Осириса и жизни среди богов.

При таком подходе библейский рассказ об исходе евреев из Египта в поисках Израиля приобретает законченный смысл: умершие египтяне совершают переход из земного бытия в предвечный мир бога возрождения и становятся евреями благодаря факту этого путешествия. Не случайно поэтому в иудаизме - религии евреев - нет загробного мира, т.к. библейские евреи находятся уже там, в Израиле, и общаются напрямую с ГБ.

Зачем евреям семисвечник

Как было сказано выше, термин евреи применим к людям, меняющим по каким-либо причинам своё местопребывание. К ним ранее причислялись купцы (франки), мореплаватели (финикийцы), трудовые мигранты (франкмасоны), бродячие актёры и циркачи. Но есть и другая сторона еврейства, связанная с эсхатологией, а именно с посмертным путешествием к богу Осирису, т.е. в Израиль. Терминологический дуализм привёл к большой путанице, когда все евреи - и живые, и мёртвые - были объединены в одно этнорелигиозное сообщество, взявшее на вооружение библейскую мифологию, в том числе библейскую историографию. Но в нашем случае важно понимать, что евреи - это путешественники, которых в древнюю эпоху сопровождала "владычица путей" Геката, чей канонический образ был преобразован в мистический символ семисвечника. Библейские евреи, безусловно, нуждались в Меноре, дабы найти царство Осириса, символику которого также отражал семисвечник. Таким образом, история происхождения Меноры даёт ключ к пониманию библейского рассказа об изготовлении евреями семисвечника перед походом в Израиль.

Важно также отметить то обстоятельство, что Менора, изображённая в храмах и на погребениях, - а таких было подавляющее большинство - может истолковываться двояко:

1) Менора - это символ богини-покровительницы Гекаты, сопровождавшей еврея-мирянина в его профессии странника;
2) Менора предназначалась умершему в его посмертном пути в царство бога Осириса - по аналогии с библейскими евреями, - но в повседневной жизни он не обязательно был евреем-путешественником.

Оба толкования имеют право на существование, но второе видится более предпочтительным, т.к. усопший завершил мирскую деятельность и ему предстоит последний путь в полной темноте и неизвестности, поэтому "владычица путей" с факелами была бы его наилучшим спутником. Со временем сакральный смысл Меноры был утрачен, и она стала ассоциироваться с теми, кто ошибочно причисляет себя к потомкам библейских евреев.

Выводы

1. Схема генезиса Меноры:

53.


2. Исходная семантика Меноры подразумевает эсхатологическую коннотацию, означая синкретичный символ Гекаты и созвездия Ориона. Он предназначался в качестве проводника в царство Осириса, т.е. в Израиль.

3. Подавляющее число артефактов с изображением Меноры имеют древнеримское происхождение, на этом основании можно предположить, что родина Меноры - Древний Рим.

4. Менора предоставляет возможность датировать библейский рассказ о её создании. Согласно имеющимся данным, пик популярности Меноры пришёлся примерно на 100-200 лет позже Гекаты, что вполне объяснимо, учитывая происхождение первой от второй. Известно также, что самые ранние изображения Меноры, в том числе на сомнительных монетах Антигона II (илл. 6), прослеживаются не далее второй половины I века до н.э., следовательно ветхозаветный рассказ о семисвечнике появился позже. Вероятней всего, его следует датировать первыми веками нашей эры, что хорошо согласуется с датировками древнейших кодексов Библии.
________________________________________________________________

Примечания

* - по той же причине звезда получила название Сириус (Σείριος), которое происходит от имени Осирис.
** - одно из развитий образа Гекаты - многорукие и многоликие индийские боги:



Полезные ссылки

Подборка древних Менор: http://eilonmosaics.com/en/magic/
https://www.jewishgiftplace.com/Ancient-Menorahs.html

Previous post Next post
Up