Архитектура модерна в Санкт-Петербурге. Особняк А. Е. Молчанова и М. Г. Савиной (часть II)

Apr 07, 2012 20:59




Адрес - ул.Литераторов, 17
Архитектор - М.Ф.Гейслер
Время строительства - 1905-1906 гг.
Стиль - модерн

Материалы - шероховатая штукатурка (заменена на гладкую), колотый гранит, майолика, глазурованный кирпич
Детали - майоликовый фриз с изображением цикламен, лепнина с флоральными мотивами (побеги хмеля), витражи в интерьере

Утраты - оригинальные заполнения оконных проемов (новый рисунок переплетов отличается от первоначального),
рельеф на шатре эркера на углу здания,
шероховатая штукатурка (заменена на гладкую).
Новые детали - окно и стеклянный фонарь над эркером главного фасада (реконструкция (?).



































Особняк построен по заказу мужа знаменитой драматической актрисы М.Г. Савиной А.Е. Молчанова. Внешний облик особняка соответствовал профессии актрисы, которая вступила в «золотую осень» театральной сценической жизни. Первый этаж занимали столовая, кабинет, библиотека и комната для театральных костюмов. На втором этаже находились гримерная, гардеробная, жилые помещения. Интерьеры украшали расписные сюжетные витражи, посвященные драматическим и эпическим темам.

В 1818-1925 годах в доме размещался организованный Молчановым музей М.Г. Савиной,

Особенность сооружения архитектора Михаила Гейслера, - в увлечении криволинейными чертами, растительной лепкой, игрой фактур, что присуще декоративной линии модерна, проявившейся в большей степени на ранней его стадии. Свободное строение фасада соотносится с внутренней планировкой здания. Элементы конструктивной структуры становятся предметами декоративной стилизации.

Ведущая тема фасада - варьирование форм окон. Эта особенность отличает модерн от эклектики, в которой разнообразие окон достигалось различными декоративными обрамлениями. Многообразие окон не было следствием функциональной необходимости, а являлось стилевым приемом, как и деление на покрытые разными материалами (щепа гранита-рапакиви, шероховатая штукатурка) ярусы. Контрасты фактуры и цвета служат важным средством композиционного построения. Гейслер последовал за Ф.И. Лидвалем и В.В. Шаубом, первыми мастерски использовавшими выразительность штукатурных поверхностей разных фактур. Отделку фасадов выполняла фирма Чахотина - штукатурных дел мастера.

Лепной растительный декор, стелющийся по стене, отличается спонтанным движением и свободой от традиционного орнамента. Пристрастие Гейслера к растительным мотивам проявилось в полной мере еще в усадьбе Набоковых, теперь же оно преодолело сухость трактовки форм из «растительного царства».

Угловым звеном подчеркивается живая асимметрия композиции, однако не связывается воедино дворовая и лицевая части особняка. Боковой фасад упрощен и откровенно второстепенен. Все архитектурное действие сосредоточено на главном фасаде, как на экране. Такая однофасадность характерна для городской среды.

Внутреннее устройство особняка впечатляет драматургией пространств. Лестничные марши рассекают широкий вестибюль. Просторными холлами-площадками, соединенными лестницей, образовано едино ядро здания на уровне второго-третьего этажей. Криволинейные проемы прорезают стены лестницы, оформленные кругами с тройными полосками. Центральное пространство отличается неожиданной за декоративно насыщенным, камерным фасадом монументальностью. Визуальным и смысловым центром его является расписной витраж, изображающий героев русской и европейской классической драматургии. Трехчастная многофигурная композиция, рассчитанная на подробное рассматривание, будто бы погружает в иллюзорный театральный мир. Театрализация среды - признак символической эклектики - преследовала конкретную в этом случае цель олицетворения творческой деятельности хозяев особняка.

Текст: Виктория Владимирова, источник

Фотографии: svetlllana

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Previous post Next post
Up