06.11.2021
Проходившая в Музее космонавтики выставка блестяще продемонстрировала, как всё в Москве 1960-х - от новой архитектуры до таких утилитарных вещей, как настольный письменный прибор, рисунок ткани или мебель, - дышало идеей прорыва в космос.
Из аннотации к выставке:
1960-е годы - культовые в истории нашей страны - начались двумя знаковыми событиями: первым в истории земной цивилизации полетом человека в космос и принятием программы построения коммунизма в СССР.
Эти события заложили особое настроение советских людей на всё десятилетие, которое прошло в атмосфере романтизма, надежды на лучшую жизнь, веры в космическое будущее человечества.
Бурное развитие космонавтики в эти годы дало название и всему десятилетию - космическое.
Отдавая должное красоте представленных на выставке архитектурных проектов, бытовых приборов с космическими названиями, сувениров с космической символикой, галантерейных товаров с космическими принтами, новогодних игрушек в виде «ракет, спутников и фигурок космонавтов», сосредоточусь на мебели - земной и космической.
Увиденные на выставке мебельные сюжеты прокомментирую строками из книги А. А. Барташевича, Н. И. Аладовой и А. М. Романовского «История интерьера и мебели» (Ростов-на-Дону, 2004), также не лишенными романтизма.
Краткое введение в мебельную тему (с. 247):
Первая крупная послевоенная выставка мебели была проведена в Москве в 1956 г. На ней были представлены новые, экспериментальные образцы отдельных предметов и наборы мебели, разработанные московскими проектировщиками. <…> Однако начало новому подходу к проектированию мебели положили проведенные в Москве два Всесоюзных конкурса-выставки на лучшие образцы мебели для жилища (1958, 1961), которые на долгие годы определили направление развития мебельной промышленности.
Теперь о Первом Всесоюзном конкурсе (с. 247):
На первом конкурсе, программа которого строилась применительно к оборудованию малометражных квартир, были представлены новые формы мебели: секционная, стеллажная, комбинированная, трансформируемая.
Действительно, налицо революционные изменения в конструкции мебели. Появилось много открытых секций. Вместо традиционных массивных боковин - легкие стойки. Вместо прямоугольных, овальных или круглых столешниц - столешницы фантазийных форм. Гнутая фанера применяется для изготовления сидений стульев, локотников кресел, ручек для открывания дверец.
Выставочное пространство с набором мебели К58-106
Ю. В. Случевский
Центральный научно-исследовательский институт фанеры и мебели Госплана РСФСР. 1958
Из коллекции Московского музея дизайна
На примере кресла, столика и жардиньерки видим, что мебельные ножки устанавливаются под углом.
Набор мебели К58-104
Центральное мебельное конструкторское бюро (ЦМКБ) Госкомитета Совета Министров СССР по лесной, целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей промышленности и лесному хозяйству. 1958
Мебель изготавливают из унифицированных элементов, и следующие две картинки иллюстрируют этот подход применительно к стенке.
Набор мебели К58-103, представленный на Первом Всесоюзном конкурсе на лучшие образцы мебели в Новых Черемушках
Ю. Случевский, А. Белорусский, конструктор Е. Дружинин
ЦМКБ Главстандартдома при Госстрое СССР. 1958
Набор мебели К58-103
Ю. Случевский, А. Белорусский
ЦМКБ Главстандартдома при Госстрое СССР. 1958
В 1961 году, через три с половиной года после запуска первого искусственного спутника Земли, в космос летит человек. В этом же году проходит Второй Всесоюзный конкурс на лучшие образцы мебели. Читаем о нем в «Истории» (с. 247):
После второго конкурса на лучшие образцы мебели для квартир вместо громоздких и сложных изделий стали выпускать наборы мебели для одно-, двух- и трехкомнатных квартир, кухонь, увязанные с архитектурно-планировочными решениями помещений… <…> Внедрялись новые виды конструкционных, облицовочных и отделочных материалов: древесно-стружечные и древесно-волокнистые плиты, декоративные бумажно-слоистые пластики, полиэфирные лаки и др.
Древесно-стружечные плиты вытеснили из мебельного производства массивную древесину и очень сильно повлияли на изменение форм конструкций изделий.
Второй Всесоюзный конкурс на лучшие образцы мебели для жилых и общественных зданий
Ю. Случевский, А. Шевченко
Москва, В. Мневники. 1961
Из коллекции Московского музея дизайна
Формы, кстати, становятся всё более и более космическими. Взгляните, например, на то, какие очертания появились у боковин стеллажа,
Стеллаж
Ю. Мусаров. 1961
Музей Московского высшего художественно-промышленного училища (МГХПА им. С. Г. Строганова)
у опоры торшера. Или проследите, насколько более и более футуристическим становится силуэт кресел. Ножки непременно под углом, спинка отклонена назад.
Кресло мягкое из комплекта № 7. Мебель для оборудования одно-, двух- и трехкомнатных квартир
Альбом «Мебель для квартир односемейного заселения»
И. С. Ахтеров, И. И. Каракис, О. А. Свешников. 1962
Из коллекции Московского музея дизайна
Появляются локотники, и образующие их линии не параллельны.
Интерьер
А. Гуревич, А. Шевченко, О. Баяр
Всесоюзная выставка «Искусство и быт». 1961
Верхние срезы локотников как бы выворачиваются наружу.
Уголок отдыха в трехкомнатной квартире. Набор мебели К61-120
А. Гуревич, А. Шевченко
Проектно-конструкторское бюро по мебели Мособлсовнархоза. 1961
Наконец, сиденье округляется, его форма становится обтекаемой. Кресла к полету в космос - готовы!
Набор мебели Кр61-137 со встроенным шкафом-перегородкой
Е. Бочарова, А. Стронгин и др.
ЦМКБ. 1961
Как видим, в 1960-е жилые интерьеры активно впитывали в себя космические идеи. При этом интерьеры космических кораблей, напротив, создавались по принципу привычного земного жилья. Не возьмусь подробно комментировать происходившее в космической отрасли, просто предлагаю посмотреть несколько сюжетов.
Эскиз интерьера орбитального (бытового) отсека космического корабля «Союз». Вариант 1
Г. А. Балашова. 1963
Эскиз детали интерьера (передняя панель серванта) орбитального отсека космического корабля «Союз». Левый борт, вариант 1
Г. А. Балашова. 1964
Эскиз детали интерьера (пульт) орбитального отсека космического корабля «Союз»
Г. А. Балашова. 1964
Эскиз интерьера орбитального (бытового) отсека космического корабля «Союз». Вариант 2
Г. А. Балашова. 1964
Эскиз детали интерьера (верхняя часть серванта) орбитального отсека космического корабля «Союз». Левый борт, вариант 2
Г. А. Балашова. 1964
По прошествии многих лет подобные интерьеры выглядят утопичными. Однако в 1960-е годы главный конструктор ракетно-космических систем С. П. Королев и инженер-разработчик космических кораблей К. П. Феоктистов, чьи подписи стоят на этом листе, так не считали.
Эскиз интерьера орбитального (бытового) отсека космического корабля «Союз». Вариант 3
С подписями С. П. Королева и К. П. Феоктистова
Г. А. Балашова. 1964
Эскиз интерьера орбитального (бытового) отсека Лунного орбитального корабля. Левый борт
Г. А. Балашова. 1965-1966
Эскиз интерьера орбитального (бытового) отсека Лунного орбитального корабля
Г. А. Балашова. 1964-1965
На смену космическому десятилетию пришли 1970-е. Началась эпоха застоя. Но мебельщики, как об этом повествует «История интерьера и мебели» (с. 252), не унывали:
В связи с необходимостью дальнейшего улучшения качества мебели и совершенствования ассортимента в 1975 г. был проведен III Всесоюзный конкурс на лучшие образцы мебели массового производства для новых типов квартир. Целью конкурса было создание бытовой мебели массового производства с повышенными функциональными и архитектурно-художественными требованиями.
Однако 1970-е - это уже тема для следующей выставки.
Еще о Музее космонавтики: