12.01.2024
07.02.2024
Мебельный взгляд на выставки довольно прост: там можно встретить мебель мемориальную, можно типологическую, но иногда - и это будет словно отсчет по другой координатной оси - необыкновенную. В итоге получаются два мебельных сюжета, по одному на каждый раздел выставки.
Раздел 1. Панк-культура
Перед нами домашняя студия звукозаписи. Без аннотации не обойтись. Читаем:
«ГрОб-студия» Егора Летова, созданная в его омской квартире в хрущевке на улице Осминина, была классическим примером подпольной студии, работавшей вне советской системы звукозаписи, но в соответствии с канонами панковской этики DIY (do it yourself). С 1984 по 1990 год здесь, по словам Летова, «неумолимо, безусловно и увесисто записывались, репетировали и попросту жили почетные сибирские гаражники, такие как ГО, Янка, Черный Лукич, Коммунизм, Армия Власова и пр.».
На/в «ГрОб Records» были записаны и сведены все альбомы «Гражданской обороны», «Коммунизма» и других сайд-проектов Егора Летова. Студия просуществовала 25 лет - с момента создания Егором группы «Посев» в 1982 году до 2007 года.
Техника, видеокассеты, виниловые альбомы - всё подлинное. Кресло от румынского гарнитура (до боли знакомая модель), книжный шкаф, стулья типологические.
Двухтумбовый письменный стол и книжные полки тоже типологические. А вот рыжая двухдверная тумба и белый крашеный табурет простой столярной работы - предметы мемориальные. Удивительно (или все-таки закономерно?), что такая немудреная мебель сохранилась.
Раздел 2. «Король и Шут»
Вновь обратимся к аннотации:
Однажды у Михаила Горшенева возникла идея собрать под одним деревом персонажей из песен «Короля и Шута». «Песня о наших песнях», как говорил Горшок. В текст попали Лесник, Король и Шут, Гномы, Тролль. <...> Песня «Собрание» вошла во второй официальный альбом группы «Будь как дома, путник».
Дерево было символом всех первых альбомов и афиш группы. Именно под ним собрались старинные друзья. Идея «Собрания» - романтический идеал Горшка. Он всегда хотел, чтобы все друзья и музыканты собрались в одном месте. Идеальный мир, где нет места жлобству, только творчество, веселье и беззаботность. В одном из интервью Михаил Горшенев сказал: «Мой панк-рок никогда не был социальным протестом. Панк для меня был как детская волшебная страна. Место, где ни у кого нет проблем и люди круглые сутки сочиняют песни».
Огромное символическое дерево слева, за кадром. А собраться могли за таким вполне реальным столом.
Но не стол привлекает внимание мебельщика, а замечательная готическая скамья. Полное ощущение того, что прибыла она из какого-нибудь костела.
Спинка с прорезными арками слегка отклонена назад.
С оборотной стороны есть подставка для ног и полка для молитвенников. Места строго пронумерованы.
Так встречу представлял себе Андрей Князев.
Андрей «Князь» Князев. Иллюстрация к песне «Собрание». 1997
Всё сходится. Остается только зайти внутрь ствола огромного дерева и посмотреть наверх. Чем не люстра для
девяносто пятой дюжины люстр и паникадил?
Выставка была великолепная, ходил на нее дважды. Каталог не купил, о чем жалею.
Не в тему выставки, но о другой церковной скамье: