.
Пожалуй, главная особенность не только поэзии, но и самой личности Мастера Евгения - независимость. Независимость взгляда на ценности этого мира, независимость от стереотипов, господствующих в обществе, независимость от чужого мнения о собственной поэзии - как хвалебного, так и хулящего… Заглянувшему впервые эта черта бросается в глаза еще до всякого чтения - при виртуальном знакомстве. «Почему Мастер? - недоумевает читатель. - Кто присвоил ему титул? А соответствует ли?..»
Уверяю вас: соответствует в полной мере. Даже когда Мастер Евгений мастером не был, его стихи были удивительны и неповторимы. Вот одно из ранних стихотворений, написанное в 18-летнем возрасте:
Перед юностью
Казалось, кто позвал - и - в сумраке растаял...
Но, через темень, звук - пылающим мостом.
Я, подрасту - пойму: то - перелётной стаей
Стонали поезда - на юг и на восток.
...Ещё слепил - рассвет, прозрачный - до озноба,
Но - в ранний воздух мой - довольно, поберёг! -
Врезались поезда - как ткацкая основа
И двинулась судьба - основам - поперёк.
Знал бы юный харьковчанин Евгений Иевлев, написавший эти строки в начале 70-х, насколько пророческими они окажутся в не столь уж отдаленном будущем! Вот как двинулась его судьба «основам поперек»: В юные годы оказался в диссидентской среде, ранние публикации - "не там, и не того, что следовало бы" - повлекли за собой неизбежные трения с КГБ, отчисление из университета и призыв в армию (Байконур, стройбат). Затем - Кзыл-Ординская военная прокуратура, "психушка", заочное обучение, «красный диплом» русского отделения филологического факультета МГУ, отказничество, почти четверть века вынужденного молчания. Живет в Харькове, работает прорабом.
Прямо скажем, нелегкие испытания выпали на долю Евгения Борисовича Иевлева, но вряд ли без этих событий мы имели бы возможность читать сегодня такого автора, как Мастер Евгений. Мастерство его выковывалось и закалялось, освобождалось от наслоений и выливалось в чеканные, лаконичные, насыщенные строки. Независимость в жизни находила и продолжает находить выражение в свободе поэтической речи, где и высокий штиль, и нецензурное слово могут соседствовать совершенно органично, выполняя единую задачу - наиболее точно выразить авторскую мысль. Но никакая самая совершенная форма не смогла бы заменить собой убожество содержания или его отсутствие. У Мастера Евгения практически нет стихов, именуемых «милыми пустячками», он не станет дергать читателя по мелочам, когда не сказано многое из того, что он считает важным и насущным.
Есть в его творчестве и еще один несомненный козырь.
Большинство современных авторов, как правило, побаивается встречи с виртуальным читателем: вдруг не поймет? вдруг посмеется над сокровенным? вдруг обнаружит в написанном неожиданный изъян? Это подсознательное опасение порой проявляется в том, что пишущий, не хуже матерого цензора, начинает «подстригать» собственные идеи, подстраивать их под вкусы читающей публики. Отсюда рождаются стихи, в которых всё настолько правильно, морально-этически выверено, версификационно отшлифовано, что - не о чем говорить, не над чем думать, нечего сохранить в памяти. Мастер Евгений начисто лишен подобной самоцензуры: при строжайшем отношении к форме он никогда не пойдет на сделку с содержанием. И будь он тысячу раз неправ по чьему-то мнению, ни грамма своей правды, своего вИдения затронутой темы он читателю не отдаст. С другой стороны, Мастер твердо знает цену своему творчеству - и всегда непреклонен, если кто-то пытается, торгуясь, эту цену сбить. Безусловно, такой путь - в сочетании с бескомпромиссностью в полемике - неизбежно ведет к наживанию врагов, и надо заметить, что Мастер Евгений в этом весьма преуспел, но согласитесь: для любого уважающего себя автора два десятка активных противников куда почетнее толпы идущих мимо равнодушных зрителей. Тем более что наряду с людьми, не приемлющими позицию, а порой и творчество Мастера Евгения в целом, существует гораздо больше читателей, солидарных с ним, ценящих его поэзию, берущих у него нравственные уроки.
Родина Мастера Евгения - Харьков. Я имею в виду родину не только биографическую, но и литературную. Город выдающихся классиков 20 века - Бориса Слуцкого, Бориса Чичибабина - вырастил вслед за ними и целое поколение талантливых поэтов, поэтическая судьба которых была еще более непростой. Мастер Евгений - один из самых молодых в этом поколении. Он всегда хранит верность товарищам своей юности. Его эссе о двоих из них - Инне Клемент и Владимире Мотриче - исключительно интересны. Харьковские мотивы, имена, названия улиц постоянно присутствуют в его стихотворениях, написанных в самые разные годы.
Харьков - не только родина для Мастера Евгения, это город, избранный им раз и навсегда. Нет нужды говорить, что при таких обстоятельствах биографии можно было легко оказаться в любой процветающей стране со статусом политического беженца в кармане. Но Мастер Евгений пошел иным путем, и это был осознанный выбор. Его верность родной Украине - не только в искренней уверенности в ее достойном будущем, но и в делах - в стихах и переводах украинских поэтов на русский язык и русских - на украинский.
«Известна истина простая: свободен - значит, одинок» - писал Александр Городницкий. У меня, так уж сложилось, - не осталось друзей-ровесников. Кто в земле, кто - "за бугром". Потому, возможно, - так "ворчлив и недоверчив"... - признался как-то сам Мастер Евгений. Но осмелюсь предположить, что дело здесь не в ворчливости и недоверчивости. Мастер Евгений - верующий человек, видящий свое предназначение в том, чтобы высказать Божье слово, вложенное в его уста. Эту задачу он считает целью творчества, ей он отдает силы, посвящает свою жизнь. А всё остальное, включая окололитературную полемику, расшифровку «сказанного выше», тусовочное общение с виртуальными массами, по его мнению, - «суета сует». И если у иного автора такой образ жизни вызван излишней заносчивостью и нездоровым чувством собственного величия, то Мастер Евгений, на мой взгляд, имеет на него полное право. Так же, как и на высокое звание Мастера, присвоенное ему людьми, знающими толк в поэзии.
Попытка бессмертия
Когда холодало и окна чужие желтели,
Хмелил, - терпковатый, - на розлив отпущенный, - вечер,
За кровлями кроясь, залётные ангелы пели
Битловское что-то, - я был гениален и вечен...
...Вцепиться, вдышаться, плющём неотвязным увить их, -
Навзрыд и навеки, - врастая и не отпуская,
Но всё же - не вспомнить, - а вам - и во сне не увидеть, -
Какими судьбами - меня подымала Сумская,
Какими стихами, да нет, не стихами, а - снами,
Не снами, а взрывом - вздымалось и по ветру рвалось
Ночей одиноких - отчаянно-чёрное знамя
Тоски и свободы... И всё это - юностью звалось...
...Там веяла - вечность... Там жизнь торопливо листала
Страницы пророчеств, сверяясь по судьбам и датам,
Там Гоголь, - вороной, - нахохлился над пьедесталом,
И крыши вгрызались в холодную мякоть заката...
...Прозрев, опознаешь - дворов обмелевших колодцы,
Слепых переулков фонарную жёлтую слякоть,
Но что остаётся? - о давние дни уколоться
И, в строфах протяжных, - былое бессмертье оплакать...
...Детей не пускайте - в бездонные каменоломни
Ночей одиноких! Забейте крест-накрест ворота.
С какою по счёту, - не знаю, родные, не помню, -
Я жизнью прощаюсь, - отныне и бесповоротно,
Но та была - первой. И - заново, сызнова, снова
Твердит, не сгорая, - над пеплом, что теплится еле,
Прозревшая зрелость, заложница зримого слова:
"Когда холодало и окна чужие желтели..."
1978-2003.
©Мастер Евгений
Произведения Мастера Евгения:
Град обреченныйОтщепенское Из Харькова - с любовью Моей Украине (из Васыля Сымоненка)Вершники синiМоление о чашеКлассические розы Частные урокиТот, Кто За Левым ПлечомАртюр Рембо. Моя богемаПредчувствие путиПутем зернаТретий храм Возвращение в ЭфесПсалом 151 Михаилу Сопину Поэт Инна КлементЛегенда о Мотриче Мастер Евгений:
на Стихи.руна Поэзии.руна сайте «Точка Зрения» о Светлане Зайцевой