У родителей забарахлила стиральная машина. Много лет прослужив верой и правдой, она вдруг объявила забастовку: перестала сливать воду, а изнутри стал доноситься запах палёной резины. На семейном совете было решено попытаться реанимировать старушку, ибо то, что предлагают в магазинах по доступной для пожилых людей цене, вызывает сильные сомнения в качестве и долговечности.
Пришёл мастер, поковырялся внутри стального корпуса и вынес вердикт: 12 тысяч рублей. За такую сумму он был готов поменять двигатель, подшипники, блок управления и сливной насос. Родители охнули, но глава семьи решил выслушать альтернативное мнение. Второй мастер, обозвав первого хапугой и стяжателем, предложил заменить только двигатель и помпу за 8 тысяч. Чисто из принципа вызвали уже и третьего. Тот заменил пару проводков, идущих к контактам насоса, отрегулировал приводной ремень и капнул масла в подшипники. Взял 1500 рублей и был таков.
Вот такую историю рассказал намедни мой хороший приятель, но это ещё не всё.
Почти такое же случилось со мной этим летом, когда внезапно потёк холодильник. Самая крупная и всем известная фирма, чей магнит есть на дверце, наверное, у каждого, поставила перед выбором. Либо ждать три дня, либо платить 2500 рублей за срочный вызов мастера. Только за диагностику, то есть.
Пришлось пойти на поклон к малому бизнесу. Первый диагност вынес вердикт: утечка фреона в запененной части. И доверительно сообщил, что ремонту этот агрегат не подлежит, но есть у него друзья, которые выкупают подобный хлам у владельцев тысячи за две-три (если только инструкция с гарантийным талоном сохранились), при этом сами и вывозят агрегат. Второй предложил альтернативу - тотальный ремонт со вскрытием задней стенки холодильного отделения и последующей заменой её стальным листом. Цена вопроса - 18-20 тысяч рублей. И полгода гарантии.
А вот третий, оказался самым интересным. Во-первых, он даже приезжать не стал, попросив прислать ему фото фирменных наклеек внутри холодильника и сзади на двигателе. Диагностика по юзерпику практически. А во-вторых, его телефонный бесплатный совет оказался самым дельным и позволил мне получить вместо сломанного агрегата новый, с иголочки.
Кстати, я сильно сомневаюсь, что первый мастер не знал о таких возможностях. Наверняка знал и совсем не случайно говорил о готовности выкупить прибор только при наличии гарантийного талона производителя, хотя все сроки гарантии давно вышли.
Иными словами, для нашего малого бизнеса попытаться нажиться на незнании клиентом каких-то нюансов и тонкостей - самое обычное дело. Как и выставить конский ценник за совершенно ненужные ремонтные работы. Как и облапошить доверившегося человека всеми доступными способами.
Ведь рядовой потребитель не знает очень многого про те устройства, которые обслуживают его в быту. И когда они ломаются, он остаётся один на один с теми, кто именуют себя профессионалами по факту являясь мошенниками. В такой ситуации соблазн использовать информационное преимущество перед клиентом слишком велик - два из трёх мастеров, как показывают истории выше, ему поддались. Да и вообще, опытные наставники учат молодых ремонтников, что первым делом надо диагностировать не сломанную технику, а платежеспособность и доверчивость клиента. Иначе, мол, останешься без штанов.
Такой подход - альфа и омега современного российского малого бизнеса. Не хочу обвинять огульно всех, но принцип не обманешь - не продашь, как и прежде, кредо многих. И даже те, кто подобного не одобряют и сами так не поступают, нихрена (пардон май френч) не делают для очистки своих рядов от форменных гешефтмахеров.
По справедливости, такие полукриминальные бизнесы должны умереть. Но в реальной, нашей с вами, жизни они если и не процветают, то в целом неплохо себя чувствуют, пользуясь своей безнаказанностью. Законных рычагов воздействия на них практически нет, тем более, что многие жертвы таких жуликов даже и не догадываются, как их поимели. Одной только силой закона не сделаешь всех честными, особенно в обществе, которое само поражено терпимым отношением к обману.
Остаётся только ставить свечки производителям, чтобы те выпускали технику понадёжнее.
Или вы всё же знаете способы, как убить такой вот недобросовестный бизнес - только законно?
И, кстати, кому-нибудь интересно узнать, как можно бесплатно поменять вышедший из строя холодильник на новый, даже если официальная годовая гарантия давно истекла?