Имена железных дорог

Apr 17, 2022 12:07

Изучаючи план Москвы из Всеобщего календаря на 1868 год (СПб.: Издание Германа Гоппе, 1867) обнаружил на нем Южную железную дорогу.




Удивился. Какая-такая Южная железная дорога? До революции были только Южные узкоколейные подъездные пути, образованные в 1901 году, да Южные железные дороги, организованные в 1907 году. И те, и другие назывались во множественном числе и к Москве не подходили.
Изучением названий железных дорог я занимался достаточно плотно, поскольку названия эти печатали на билетах, и использование того или иного наименования позволяло уточнить время изготовления этих билетов. Конечно, пользовался титаническим трудом Г.М. Афониной (Краткие сведения о развитии отечественных железных дорог c 1838 по 2000 гг./ Сост. Г.М. Афонина - Изд. 2-е, доп. - М., 2001), но и по другим источникам полазил.
До революции официальные названия железных дорог и железнодорожных обществ всегда утверждались государем-императором, после чего попадали в Полное Собрание Законов Российской Империи.
Присвоения дорогам высочайших имен происходило по разу при каждом императоре после Николая I.

Александр II в 1855 году переименовал Санкт-Петербурго-Московскую дорогу в Николаевскую.


Александр III в 1882 году превратил Криворогскую дорогу в Екатерининскую.



Через 54 года именно эту дорогу выбрали  для переименования в Сталинскую.
Николай II к столетию Бородинской битвы в 1912 году сделал Московско-Брестскую дорогу Александровской.


Но императоры утверждали не только высочайшие имена. Утверждались все названия казенных дорог, а для частных все названия утверждались вместе с концессиями и уставами обществ. Самовольничать в этом было нельзя, и вот характерный пример.
После выкупа в казну Лозово-Севастопольской железной дороги 1 ноября 1894 года МПС разумно решило объединить три смежные казенные дороги, Лозовую-Севастопольскую, Курско-Харьково-Азовскую и Джанкой-Феодосийскую в одно управление с 1 января 1895 года. Как ни смешно, это управление потом целый год называлось Управление Курско-Харьково-Азовской, Лозово-Севастопольской и Джанкой-Феодосийской железных дорог. И только через год, 12 января 1896 года, последовало Высочайшее соизволение на организацию Курско-Харьково-Севастопольской железной дороги.
Меня, конечно, больше всего волновал вопрос, что в течение года писали на билетах. Думаю, старые названия дорог. Но постепенно я разобрался и в причинах, по которым государь соизволил кивнуть только через год после объединения дорог в одно управление.
Итак, объединение дорог готовилось в конце 1894 года при министре Аполлоне Константиновиче Кривошеине. Государю он об этом вовремя доложить не смог, потому что с сентября 1894 года Александр III серьезно заболел, был перевезен в Ливадию, где и умер 20 октября 1894 года. Новый император, Николай II, тоже слушать Кривошеина не стал, а 16 декабря 1894 года сместил его с должности за допущенные серьёзные злоупотребления. 4 января 1895 года новым министром путей сообщения был назначен князь Михаил Иванович Хилков. Новый министр торопиться не стал и представил императору предложение о названии дороги только через год, добавив его к предложениям о передаче участков от одних казенных дорог другим.



Но вернемся к Южной железной дороге. Как выяснилось, Александр II для этой дороги в течение 10 лет утвердил целых 5 названий.
Первый раз строительство дороги от Москвы в южном направлении поручается Главному Обществу российских железных дорог, и в указе 26 января 1856 года, утвердившем Положение об основных условиях для сооружения первой сети железных дорог в России и Устав Главного Общества железных дорог Русских, эта дорога называется Московско-Феодосийской. Главное Общество дороги не построило и 25 июля 1863 года император подписывает указ, утверждающий концессию на строительство железной дороги, которая называется уже Московско-Севастопольской. Но Общество Московско-Севастопольской железной дороги не собрало необходимые средства и к строительству не приступило.
После этого было принято решение о строительстве дороги за счет казны, и дорога в указах 21 мая и 17 июня 1864 года называется Южной.



Дальше название дороги раздвояется. Оно зависит от министра, подающего очередной документ на утверждение императору.
Главноуправляющий путями сообщения и публичными зданиями, а с 23 июня 1865 года министр путей сообщения Павел Петрович Мельников называет железными дорогами те участки, которые строит. Так появляются Московско-Орловская и Орловско-Курская железные дороги.





а для военного министра железная дорога по-прежнему называется Южной.



Меж тем в МПС, наконец, решают, что дорога называется Московско-Курской.


Государь с этим названием тоже согласился, но первый документ, который я нашел, согласован только 24 декабря.


Путаница с названием становится очевидной при попытке описать историю постройки дороги в Сборнике сведений о железных дорогах в России ( Том 1867. Отд. 1 и 2. СПб.: Департамент железных дорог, 1867).


Как вы заметили, всплыло еще и название Московско-Серпуховская железная дорога. А в следующем Сборнике (Сборник сведений о железных дорогах в России. Том 1868. Отд. 1 и 2. СПб.: Департамент железных дорог, 1869) появится еще и Московско-Тульская железная дорога.


Так что остается непонятным, что в это время писали на билетах открытых для пассажирского движения участках. Узнаем, когда отыщутся билеты. Пока нашелся только один, но его выпустило не управление дороги, а нерасшифрованное пароходство на экстренный поезд, и названия дороги на нем нет.


А на планах Москвы название «Южная железная дорога» застряло надолго. Даже через 10 лет, в 1878 году, это название все еще есть на плане (Иллюстрированный план столичного города Москвы. - М.: Касаткин, 1878).



Хотя станция на этой дороге подписана «Ст. Курск. ж.д.»


Продолжение следует

Российская империя, перидромофилия, эйситиристика, билеты, железная дорога

Previous post Next post
Up