Вчера описал свои
впечатления от форта «Обручев», сегодня продолжим. На этот раз про форт «Константин»
Формально «Константин» - один из старых фортов. Первая батарея была здесь заложена еще в 1808 году. Она была деревянная, точнее - каменно-деревянная, поскольку была построена целиком из ряжей - деревянных срубов заполненных песком и камнем. С самого начала было ясно, что в условиях Кронштадта и Питера деревянные крепости обречены: дерево ломал ледоход весной, осенью доставалось из-за наводнений. Поэтому предполагалось, что деревянным форт будет временным. Однако временность эта затянулась на полвека, только в 1857 году было принято решение о строительстве каменного форта.
Сначала форт назывался «двойной батареей», поскольку пушки на нем располагались в два яруса. В 1834 году Николай I повелел переименовать батарею в форт «Великий князь Константин» в честь своего младшего сына.
Интересно, что Константину Николаевичу было на тот момент всего 7 лет отроду, но уже с четырехлетнего возраста он носил чин «генерал-адмирала».
Непосредственно в боевых действиях до революции «Константин участия не принимал. Однако само его существование оказало влияние на ход Крымской войны, когда англо-французская эскадра так и не решилась атаковать Петербург, видя, что фарватер надежно прикрывают его пушки и орудия других фортов. В целом форт разделил судьбу остальных кронштадтских укреплений: довольно активное развитие до революции, участие в Великой отечественной войне, забвение и запустение в начале 60-х прошлого века, с последующим вандализмом «вторчермета». Уже в 80-е форт использовался как автобаза для строителей дамбы, которая, к слову, прошла буквально в полукилометре и нарушила гидрологию вокруг форта. Последствия пока не понятны, но один из бастионов уже просел.
С 2006 года форт находится в собственности
акционерного общества «Третий парк». Мне было интересно, как частный капитал воздействует на фортификационные реликвии.
И так, пройдемся.
Прежде всего, теперь здесь яхт клуб. Точнее небольшой плавучий пирс, где наша яхта, вообще-то, была единственной. И как я понял, сегодня здесь единственное место, куда может пристать яхта:
Еще на пирсах было несколько катеров, в том числе и самостройных, а также милицейский катер и катер портнадзора. Я первый раз увидел паутину на швартовых, видно давненько милиция, (пардон, полиция) на ходила на нем:
Стоянка совсем недешевая - полторы тысячи за ночь за яхту в 35 футов! И, конечно же, из традиционных удобств в маринах - туалет в гостинице, добежать до которого не всегда получится, далеко. И все!
Стоять в целом неплохо, до Кронштадта ехать на такси минут 10. Стоит такси фиксировано 160 рублей. Но не уверен, что здесь безопасно при крепком ветре, открыто здесь как-то.
Насколько я помню, вот у этого дебаркадера, стоящего у форта, еще несколько лет назад питерские яхтсмены отмечались у погранцов, когда ходили, например, в Выборг. Теперь здесь отель и ресторан, который работает почему-то до 9-ти вечера:
На форте строят историко-развлекательный комплекс, как декларировано на сайте компании-владельца:
Сегодня это пока скорее именно декларация, ничего такого «историко-развлекательного» я не увидел:
Но хочется верить, что чего-то все-таки поучится:
Одна из батарей форта уже приведена в довольно божеский вид:
Окрашены стены, залита смолой, так называемая, «артиллеристская улица» на втором ярусе форта и боевые позиции пушек:
Внутри частично оштукатурено, выровнен пол и все побелено:
Но почему-то на полу очень много воды:
Вот как теперь выглядит боевой пост, сравните с теми, что на «Обручеве»:
Окна и двери пока или отсутствуют, или заперты, или просто приставлены к будущему месту установки:
Восстанавливать чугунные лестницы не стали, положили пока деревянные:
От металлического оборудования позиций, конечно же, ничего не осталось. И не думаю, что его будут восстанавливать, хотя и есть идея сделать на «Константине» фортификационный музей:
Кое-где уже приделаны информационные таблички:
Пока в отремонтированном состоянии только одна часть форта. Остальные ждут своего часа:
На форте установлена пушка, якорь и памятный камень, что-то вроде памятника:
Интересно, когда у нас народ при заказе чего бы то ни было печатного перестанет экономить на корректорах?:
Установленная пушка как бы целится в уже построенную питерскую дамбу:
Не знаю, насколько дамба защищает город от наводнений, но вот морские ворота в ней производят сильное впечатление. Они аккурат рядышком с «Константином»:
Вот это - дна из запорных створок, которые должны закрываться при сильном западном ветре:
Непосредственно ворота, сейчас раскрытые, разумеется:
Крепление запорной створки:
Циклопичное сооружение!
Но вернемся к форту. Знаю, что многие питерцы с негативом относятся к последним изменениям на «Константине». Что де «коммерсанты» душат яхтсменов, не дают там стоять, что из исторической реликвии делается парк аттракционов, что убивается архитектурная аутентичность, что де «колёр не тот положили»… С моей точки зрения, хозяева «Третьего парка» молодцы! После запустения и разрухи «Обручева» здесь есть жизнь! И пусть такая, «диснейлендовская», и с русскими особенностями, но все-таки жизнь. Жизнь, она лучше смерти, я так думаю…