Для кинорулетки, вот
этой был просмотрен образец советского кино 30-х. Человек в футляре 1939 год.
Немного истории. 10 марта 1939 года на 18 съезде ВКП (б), раздалась резкая критика перегибов во время чистки" партии. Товарищ Жданов с трибуны даже зачитал письмо некого клеветника из Киева, который жаловался, что устал писать доносы и просил путевку в Крым. "Делегаты встретили письмо громким смехом" как сказано в стенограмме. Не до смеха стало товарищу Ежову, но это другая история. А пока появилась видимость какой-то оттепели и под новые веяния вышел фильм Человек в футляре. По рассказу Чехова, потому как Антон Павлович всегда актуален.
Уездный город с большим училищем. В училище имеется учитель греческого языка Беликов (Николай Хмелёв), ставший большой занозой не только для училища, но и для всего города. Все, что не вписывается в узкий свод правил, Беликова пугает и он указывает и требует нарушения устранять, иначе грозиться жаловаться выше. Запрещены театральные кружки, танцевальные вечера и поговаривают,что большие и пышные именины так же могут быть под запретом. Но в город приезжает новый учитель географии Коваленко (Михаил Жаров) с сестрой. И сестра эта, внезапно, нравится Беликову - весела, задорно смеется и поет украинские песни. И жители города замечая такую симпатию, решают Беликова на сестре поженить, дескать, ежели он с головой уйдет в женитьбу, то, глядишь и отстанет от всех.
Автором идеи выступила сама Фаина Раневская
Беликова настойчиво подталкивают к женитьбе, рассказывая о том, что это полезная и разрешенная законом штука. Госпожа Коваленко, ходит с Беликовым на свидания, ибо ей скучно, а ради шутки, да брату насолить, можно и замуж. Окончилось для Беликова все печально, он возмутился тем, что потенциальная невеста ездит верхом на велосипеде, пошел выяснять отношения, был спущен с лестницы, осмеян и помер с классической фразой "Волга впадает в Каспийское море..." на устах.
В рассказе Чехова, фигура Беликова вызывает больше жалость и недоумение, понятно, что это психически больной человек, странной волей случая оказавшийся учителем и видным членом общества. В фильме он не столь жалок, он скорее, человек с которым не хочется лишний раз связываться и опять же вызывает, своей кончиной, сочувствие. А фигура, по сути, в цвете времени и всей обстановки 30-х, зловещая и способная держать в город в черном страхе. Наверное это можно было показать, но в кино этого нет. Это не ябедник, клеветник, славший доносы, в желании получить путевку в Ялту, это просто маленький, испуганный человечек в футляре, спешивший первым дожить, что бы не наказали. Он и умер то, не от того, что посмеялись над ним, и любовь прошла, а боясь, что про это узнает начальство и накажут его.
Могло кино показать проблему, но не показало. Фильм стар, он излишне театрален. Что бы уместить небольшой рассказ в хронометраж фильма, тут добавили украинских песен в исполнении Ольги Андровской. В общем, это обычная экранизация, без глубины и устаревшая. Но, есть тут два положительных момента. Это конечно же молодой Михаил Жаров, более привычный как добродушный, пожилой и полный участковый Анискин, в 1939 году Жаров был статен, молод, красив и хорошо играл
Ну и конечно концовка фильма замечательная. Беликов умер, но оказывается, что весь город в какой то степени Беликовы, боявшиеся как бы чего не вышло. И молодой Жаров, схватив Андровскую, мчит в даль, говоря пламенную речь, что не готов жить с подлецами, унижаться и свой город он найдет. Поскольку ранее в фильме сестра жаловалась, что они постоянно переезжают с места на место, мы понимаем, что шансов мало.
Со скидкой на время 6 из 10