я вот что хочу давно сказать по поводу магии

Dec 28, 2010 18:52

Отталкиваясь от самого простого: Том Реддл и Гарри Поттер.
В различных обсуждениях (не помню, чтобы в книжке) довольно часто упоминается, что Том - педагогическая ошибка Дамблдора.
А Гарри, соотвественно, его победа.
Это, мягко говоря, не совсем так.
У Волдеморта, по сути, не было ни единого шанса. Не у Дамблдора - у самого Волдеморта. В седьмой (или раньше?) книге есть упоминание, что для любого злого волшебника существует способ вернуться: раскаянье. Но способ этот таков, что он хуже каленого железа - в самом деле, признать, что все, что ты делал, было чудовищной ошибкой, а у тебя нет ничего, кроме того, что ты сделал, то есть тебе, по сути, предлагается своими руками себя же и аннулировать. Не уничтожить - это бы еще куда ни шло, - аннулировать. Невыносимо.
Том, на его несчастье, был чрезвычайно талантлив. И красив. При этом - отвратительно обделен и брошен еще задолго до рождения. Никто и никогда не мог бы ему компенсировать предательство родителей, но это место болело так сильно, что раз за разом заставляло его искать подтверждений тому, что они, гм, не правы - он не мусор, не ком грязи, он достоин уважения и восхищения. При этом потребности уважать и восхищаться кем-нибудь самому у него не было ни малейшей - в его жизни не было старших, он был один с самого рождения. Никто никогда не контролировал его - в детдоме контроль взрослых исключительно внешний и слабый, а со сверстниками он научился управляться очень быстро.
Он не воспринимал Дамблдора как направляющую его силу, он вообще никого так не воспринимал, кроме самого себя, а им управляла внутренняя дыра.
Уважение и восхищение через страх куда нагляднее, чем если они идут через любовь, так что Том, попав в Хогварц, искал прежде всего наглядности, а пугать он уже умел, причем пугать сверстников и тех, кто младше. Это во-первых. Во-вторых, от взрослых он до сих пор видел только подозрительность и недоверие - их он ожидал в Хогварце, их и нашел.
Что касается Гарри, то он был под контролем всегда - очень жестким, очень неприятным, но совершенно неутомимым. Кроме - это важно - первого года своей жизни. Память - странная штука. Даже если мы почти ничего не помним о том времени, когда нас по-настоящему любили, оно все равно с нами, гораздо ближе, чем память о нем.
То есть Гарри, попадая в Хогварц, во-первых, ищет тех, кто бы его полюбил, во-вторых, тех, кто бы взялся его контролировать, (отдельно, в-третьих, - тех, кто бы взялся его еще и донимать, и это он тоже получил сполна, Драко - вполне Дадли, а Снейп - источник постоянного недружелюбного контроля, то есть придирок. если что-то получал десять лет, очень тяжело взять и перестать получать это, даже если сыт им по горло.). И это, прежде всего, старшие. Старших вокруг Гарри всегда гораздо больше, чем сверстников.
Но при этом Гарри - под защитой материнской любви, которая, помноженная на магию, действует даже после ее смерти. А Том - под проклятием материнского отчаянья. Словом, с Томом у Дамблдора было очень мало щелей, куда бы он мог всунуть клин педагогики. С Гарри все гораздо проще и легче.
А теперь о магии, помноженной на материнскую любовь. Один из самых смешных и трогательных персонажей книги - это Молли Уизли. Готов спорить - она не самая искусная колдунья на свете. Ее удел - готовка, стирка, домашние дела, которым несть числа. Но в решающий момент она кричит - ты больше никогда не тронешь наших детей - и побеждает восхитительную Беллу, ведьму высочайшего класса, у которой детей нет, а если бы были, она отдала бы их Волдеморту, то есть магии материнской любви она лишена полностью. Любящие мамы начинают и выигрывают.
"Слабый, как женские чары; сильный, как женские чары," - здесь речь может идти только о бытовой магии, о приворотах, о женском колдовстве, чем-то очень наглядном. Магия в том виде, в каком ее преподают на первых курсах в Хогварце - вся именно такова, она очевидна. Этой магией владеют все. Заклинание - результат. Но когда заходит речь о более тонких вещах, о магии, действие которой не ограничено одним результатом, выясняется, что о ней знают очень немногие, но те, кто знает - практически всесильны. Равно как и те, кто попадает в эту сферу не знанием, а просто любовью, почти случайно, как Молли или как Лили. Если есть разница в подходе к высокой магии у женщин и мужчин, то она где-то здесь - они приходят в эту сферу разными путями, но действуют одинаково блестяще. Но побеждает тот, кто любит сильнее, а не мужчина или женщина. Волдеморт, великий волшебник, попав туда без любви, не видит самых основ того, из чего сделана эта магия - и терпит поражение, причем от мертвых в той же степени, что и от живых, то есть от прошлого.

Приписка чуть позже, потому что да, несколько каша вышла.
Это все было о литературе.
Как правильно заметил Чингизид, в жизни так не бывает.
В жизни "злой волшебник" не продвинется никуда или почти никуда - как только Волдеморт взялся бы работать с силами, посущественнее превращения сливок в масло, ему пришлось бы менять и перестраивать все внутри себя - вычищать амбиции, обиды, особенно детские, вообще эмоциональную шелуху. И либо ни о какой наглядности или демонстративности речи бы не шло, потому что его голову занимали бы совершенно другие вещи, либо у него ничего бы не вышло.
Есть, наверное, еще вариант безумия, это совершенно отдельное состояние, но я, признаться, скорее могу себе представить безумие сознательное, в процессе перестройки сознания, чем безумие классическое. В этом смысле в литературе все довольно точно описано у Кларк в "Стрейндже и Норреле" - безумие есть стадия, от которой на определенном этапе при определенном складе ума увильнуть невозможно, иначе дальше не пойдешь. 
То есть существует некая область, в которую укладываются все линейные воздействия на мир, этот мир не меняющие, двумерная магия, если можно так сказать. Это - магия. Дальше уже - подвижка мира, еще дальше - просто поток.

(далее - определения трех стадий магии, кано, севаз и анхъя, кто-то их уже читал, поэтому убираю под кат. мне было необходимо как-то разделить терминологически магию одного действия, магию множества действий и то, что уже магией назвать сложновато, настолько она не линейна и не очевидна.)


Кано - простейшая, бытовая магия. Одно действие - один результат. Простейший жест, очень привлекательный, очень опасный своей наглядностью, очевидностью, возможностью демонстрации практически любой аудитории. Ворожба, отчасти еда (процесс приготовления хорошего кофе - кано даже здесь, чего уж там), обращение с животными и предметами. Главный принцип - законченность. Одно действие - один результат.
Севаз - подвижка, сдвиг мира. При ней количество действий и результатов, во-первых, могут не совпадать, а во-вторых, они не линейны. Ни во времени, ни в пространстве. Это вложение силы, следствие которого распространяется не векторно, как в кано, а пространственно, по принципу затухающей волны от центра. Кано не меняет мир и наглядна, севаз - меняет и абсолютно не очевидна. Ее воздействие выглядит цепочкой совпадений.
При качественной подвижке ее действие распространяется и в прошлое тоже, даже, пожалуй, прежде всего в прошлое.

У севаз есть минус - она, в отличие от анхъя, позволяет совершать подвижку в состоянии, как бы так помягче выразиться, эмоциональной нестабильности. В ней возможно "любой ценой", достаточно как следует вложиться, и цена в итоге может быть действительно любой. Не говоря уже о том, что непарные действия и результаты могут проступить в совершенно неожиданных местах. Здесь нужно уметь хотеть, причем хорошо знать, чего именно хочешь, потому что если солжешь - в результате все равно твое желание будет читаться, как в раскрытой книге. При севаз всегда получаешь именно то, чего хочешь, особенно, пока эти сдвиги мизерны, хаотичны и пытаются приблизиться по наглядности к бытовой магии. У этого минуса есть и свой плюс. Действительно существенной подвижки при эмоциональной нестабильности не сделаешь. То есть для этого нужно обладать очень большой личной силой, что встречается крайне редко. И то - в процессе практики такие вундеркинды довольно быстро приходят к необходимости вычищения эго.

И анхъя - состояние пребывания в потоке. Это уже, по сути, не магия, это способ дыхания.
Способ занимания пространства. Способ действия в занимаемом пространстве. Ни о каком "я хочу" или "любой ценой" в анхъя речи быть не может, тем более невозможна в ней кано - ни одно действие не имеет только один результат, ни один результат не получается из одного действия, не говоря уже о том, что просто действий для результатов в состоянии анхъя недостаточно.
Ты не просто понимаешь, что и как хочешь получить, ты полностью осознаешь пространство-время, в котором, ну, скажем так, дышишь. Действия, намеренья, последствия. А если уж быть максимально точным, то никакого "ты" там уже нет.

раскачиватели, три-в-одном, рабочее

Previous post Next post
Up