Так получилось, что эта книжка у меня одна из самых любимых. Прежде всего - из-за Гурига, как было сказано Максом в одной из более поздних книг «Сновидений», и тут я стал не то чтобы ярым поклонником монархии, но.
Гуриг в этой книге разворачивается совершенно неожиданной стороной, причем и как король, и как человек.
Что, собственно, прежде всего управляет королем - долг. Предназначение. Если уж ты родился наследником престола, то все, что ты можешь сделать - это сбежать в детстве с бродячим цирком, но и то не факт, что не вернут. Казалось бы, суровое воспитание, дисциплина и бесконечный долг должны были привести к конкретному знаменателю под всем, чем занят король: к контролю.
И вот тут я обозначаю тему нынешней записи и нынешнего разговора.
Тонкое, тончайшее различие между контролем и принятием решений.
Да. Совершенно верно. Когда речь идет об исполнительной и законодательной власти.
А вот когда речь идет об одном конкретном человеке и его отношениях с окружающей средой? О детях и родителях. О творчестве. О магии, в конце концов.
Когда мы сталкиваемся с тем или другим в одном отдельно взятом человеке - в девяти случаях из десяти мы не будем доподлинно знать, это Контроль выдает себя за того, кто принимает решения, или Принятие решений имеет прямое следствие - контроль. Потому что для того, чтобы принимать решения, нужно же ситуацию контролировать, верно? И до принятия решения, и после. Особенно после, особенно, если решение тяжело к исполнению.
Все, что мы можем сказать, если видим признаки контроля или принятия решений - о, этот человек властный. Он знает, что делает. Он понимает, что необходимо. Он контролирует ситуацию.
Я сейчас крамольную вещь скажу, зато очень нужную.
Контроль - это всегда наружу. А принятие решений - всегда внутрь. Тот, кто принимает решения и следует им - контролирует только себя. Только себя и никого другого.
Тот же, кто контролирует другого - как правило не способен принимать решения.
То есть он способен накладывать ограничения, да. Проблема решается дисциплиной. Если она не решается дисциплиной, дисциплина ужесточается. «Нет», «не смей», «не имеешь права», «не хочешь» - громоздятся одно на другое, и, самое главное, довольно часто выглядят как забота. Во всяком случае, подаются как забота.
То есть купированию, урезанию и ритуализации в дурном смысле подвергаются внешние проявления. Никак не затрагивая то, что эти проявления вызывает. Личность того, кого контролируют, по сути, игнорируется - как игнорировал Лонли-Локли живущую в нем личность Безумного Рыбника. Главное, успеть поймать лезущее наружу проявление и обрезать в самом начале. И что случается, когда они с Максом меняются тенями? Выясняется, что вместе с проявлениями Шурф умудрился задавить в себе и обостренное восприятие, и умение от этого обостренного восприятия получать удовольствие. Вообще умение получать удовольствие от того, какой ты, если уж на то пошло.
Контроль - это давление без власти. Чем меньше власти, тем сильнее давление. Причем слово «власть» здесь можно заменить на «энергия», «личная сила». Спору нет, множество слов сказано и множество книг написано о том, как необходим контроль личной силе. Совершенно верно. Но изнутри, а не извне. Контроль извне при наличии личной силы необходим только тогда, когда обладатель этой личной силы находится в полном хаосе, проще сказать - безумен, вот как Джуффин скрутил Шурфа на кладбище, добиваясь, чтобы тот его выслушал. При первых же признаках обуздания хаоса следует немедленно переходить к обучению контролю изнутри. После чего переходить к привычке принимать решения, а не контролировать.
Принятие решений упорядочивает хаос гораздо лучше, чем любой контроль.
А самое главное - состояние контроля полностью аннулирует ощущение счастья.
Это еще один критерий, по которому очень легко понять, контролер перед вами, наделенный когда-то и кем-то властью, или носитель этой самой власти. Тот, кто принимает решения, может быть счастлив (может и не быть, в конце концов, у каждого свои предпочтения). Контролер счастлив быть не может. Он может испытывать удовлетворение, даже удовольствие - как иначе можно назвать вампирскую ухмылку на лицах иных гардеробщиц, - но счастье - нет. Власть, данная обстоятельствами, стечением места и времени, та самая заемная власть, порождающая контроль - тем и характеризуется, что она дана обстоятельствами. Нет обстоятельств - нет власти.
Тот же, кто принимает решения, кто действительно берет на себя ответственность, кто этим решениям следует - остается в этом состоянии везде и всегда.
Что, собственно, сделал Гуриг, когда обстоятельства наделили его властью? Он взялся принимать решения. Ему более чем было бы достаточно просто контроля - в конце концов, как я понимаю, многие его предшественники на этом и останавливались. Но он взялся слушать, анализировать и менять себя. Не избегая железной дворцовой дисциплины, он взялся выращивать свою, внутреннюю, которая прежде всего базируется на радости и счастье, потому что король - это прежде всего долг и власть. А вот будут эти долг и власть на счастье и радость или нет - это уже решение человека, имеющего титул короля.
Собственно, это и отличает контроль от служения. Контроль может быть от чего угодно, служение может быть только по любви, иначе никак.
Потому что осознанные счастье, радость, долг и власть - это и есть любовь, особенно, когда речь идет о тебе и чем-то, что куда больше тебя самого. А любить то, что больше тебя самого можно только через служение, в противном случае будут попытки нивелировать это "больше".
А любой король - если он настоящий король, конечно, - любит всю свою землю, иначе никак.
Но о том, что делать с тем, что куда больше тебя самого, пока ты еще не смог это полюбить, я расскажу как-нибудь в следующий раз.
Если получится.
Ну и, как всегда, разговор.
Я: У меня есть вопрос общего плана, который мне упорно задают уже не в первый раз.
У меня был весьма интересующий меня вопрос про то, почему жители нашего мира так рано стареют и умирают. Джуффин говорил что, дело скорее всего в образе жизни, а физических отличий между людьми нашего и их мира нет. Так вот, очень интересно чем именно, какими составляющими - поведением, отношением, привычками отличаются эти способы жить?
Автор: Что касается продолжительности жизни, смотри, тут несколько пластов.
И самый сложный и неподъёмный - тот, о котором я регулярно пытаюсь говорить. Пропорциональное отношение интересов вида и интересов духа в человечестве. Причём не в отдельно взятом человеке, а именно в человечестве. В интересах вида, чтобы человек жил недолго. Размножался, выращивал потомство и освобождал место. В интересах духа - чтобы как можно дольше, потому что на развитие нужно время. Тамошнее человечество ушло немного дальше нас - именно как сумма.
Собственно, это самый интересный пласт.
Я: И есть вопросы конкретно по книге, и вот первый:
А мне вот давно интересно, почему именно Макса мир взял поглядеть на причесывание Чуба.
Автор: На этот вопрос ответ совсем простой: у Мира с Максом любовь.
Я имею в виду, они и правда очень удачно встретились. Вот в новой книжке Макс говорит о себе: Теперь, задним числом, понимаю, что раньше вообще не умел любить. Только увлекаться и привязываться, надолго или нет - это уж как повезёт. А этот город разбудил моё сердце. Или даже не разбудил, а развязал, как будто оно было перекручено узлом, а здесь вдруг вернулось в нормальное состояние. Не знаю, как ещё описать. Но после того, как я оказался в Ехо, мне стало легко любить - всё, что под руку подвернётся. Например, жизнь. И весь Мир, который великодушно разрешил мне быть его фрагментом. Из меня получился очень счастливый фрагмент.
Я думаю, его вполне сознательно обольщали всю дорогу. Потому что от его любви так или иначе зависело выживание Мира. Но я думаю, такие вещи не получаются, когда в их основе лежит только прагматизм. Надо всё-таки ещё и совпасть удачно. Такие танцы танцуют только по велению сердца. В данном случае всё получилось, обеим сторонам повезло.
На самом деле это отдельная большущая тема - о том, как меняется наблюдаемое в зависимости от качеств наблюдателя, как от этого меняется наблюдатель и так по кругу.
О да.
У тебя в Чубе первый раз более чем подробно дана идея вообще королевской власти в Ехо. На чем она базируется и как выглядит. И зачем она вообще такая.
И Гуриг в этом описании - выращенный в жесточайшей дисциплине, это много раз говорится - совершенно не склонен к функции контроля. Он как раз - более чем тот, кто принимает решения, причем по множеству вопросов, как потом выясняется в последующих книжках.
Но.
Вот они уходят интересной компанией. И функции контроля - причем именно контроля, контроля с точки зрения служения - явно берет на себя Лаюки.
Макс идет как вдохновение и случай.
А вот четвертый член команды, Моти Мил? То, чем должен бы быть Орден Семилистника в высоком и лучшем смысле - рацио?
Это при том, что самое интересное там, на мой взгляд, случается на болотах гнева.
О да :)
Рацио отказывает первым. Вообще, напрочь.
Выход придумывает Макс - вдохновение и наитие. Гуриг задает тон - а ну, всем держать себя в руках, я сказал. А контроль - поскольку он служение и это хрен повернешь - стискивает зубы и говорит "я иду последним, потому что если я захочу вас убить, меня вообще ничего не остановит".
То есть в тяжелой эмоциональной ситуации лучше всего себя помнят Воспитание (Гуриг) и Вдохновение (Макс), а Контроль и Рацио отшибаются, причем болезненно - Лаюки, я помню, очень плохо себя чувствовала после этого эмоционально, а Рацио буквально зуб себе сломало.
Самое главное, что надо понимать про этот поход - он натурально перефраз анекдота "Ша, дети, я делаю вам довольную маму". В смысле, Гуриг в этих походах делает своему королевству счастливого короля: отрывается, как может :) Он в последующих книжках вполне чётко рассказывает, что понял важную вещь: Соединённым Королевством должен править счастливый Король. Тогда всё остальное само уладится. Вон, при Мёнине был золотой век, хотя он государственными делами вообще почти не занимался. Зато жил чрезвычайно интересно, как хотел.
Идея того, что король идет одновременно делать счастливым и себя, и свою землю, причем процесс предполагает выворачивание наизнанку (что звучит очень мало сопряженно со счастьем, между прочим) - и обязательным условием этого похода идет "магию мы с собой не берем", что сильно усложняет задачу, действительно сильно.
Это очень большое построение, вот что я хочу сказать.
Сложное, непростое к исполнению.
Я думаю, Миру очень нравится выворачиваться наизнанку. Не хотел бы - не делал бы. Он, по-моему, прям каждую возможность ловит!
Ну да. Но это я к вопросу о том, как оно выглядит, это самое счастье.
На самом деле, это, получается, похоже на игру. Шахматы, если задуматься, тоже усложнение себе жизни до абсурда! И вообще любая игра с правилами.
Вот такая партия, которую ведут Король и Мир. Все на ушах, а им - счастье.
Видимо, я именно об этом. Об очень интересном варианте простроения рамок. В которых - как в каркасе или котле - варится это самое счастье. Написал и сообразил - то, что они там делают, абсолютная алхимия по сути, просто с точки зрения путешествия. И встречаются им точно такие же алхимики - и ведьма, и ученый там втихую варят свои зелья и оба очень близки не то чтобы к безумию, но, скажем так, очень далеки от философского камня.
Несколько далековаты, да.
Но Король-то свой Философский камень натурально за пазухой носит и раз за разом варит по новой, и всё получается, и обходится без засух и наводнений.
Так вот. Именно с точки зрения "кто получает наибольший профит от происходящего и на ком в итоге все стоит" получается, что все стоит на Воспитании и Вдохновении (а иногда на Случае). При этом Контроль и Рацио абсолютно необходимы, и под Рацио я сейчас имею в виду, знаешь, пожалуй, не разум именно, а разум коммуникативный, common sense такой.
Но необходимы - только до определенного момента. В момент получения философского камня их надо отключать.
Но вообще мы не забываем, что это всё - Одиссея? То есть, ещё и автор, подобно Королю и всем-всем-всем загнал себя в непростые рамки, чтобы была игра. Книжка написана после довольно большого перерыва, более того, после нескольких лет уверенности, что никакого продолжения не будет. То есть, игра ещё и способ воскреснуть, грубо говоря. Легче воскресать по правилам игры.
Да, вот это очень важное замечание, между прочим. И то, что Макс эту историю обретения радости рассказывает первой. (А второй идет история обретения мало-мальски душевного равновесия в невыносимых условиях, ага.)
Я вот всё думаю, правильно ли называть Короля Воспитанием. Его функция, на самом деле - функция сознания. Он - тот, кто решает, куда идти и во что играть, кого взять с собой, и так далее. Если рассматривать путешественников как единое тело, то сознание там определённо Гуриг!
Так это ж оно и есть. Чем еще сознание-то добывается. Никто, по-моему, не рождается с осознанностью. Это не талант, это результат длительных усилий и очень большой дисциплины.
С осознанностью именно что рождаются (контакт с яркой точкой сознания в младенчестве очень прочен). Потом утрачивают в процессе так называемой социализации. Потом, если очень повезёт, обретают. Но вообще, сознание - это и есть бессмертная часть.
Сознание - это само существо, а воспитание - способ его оформления.
Но я не спорю, а уточняю!
Хорошо, давай и я уточню. Утрачивается не точка, утрачивается именно контакт. И вот уровень этого восстановленного контакта, когда он восстанавливается (или, можно сказать, устанавливается заново) - совершенно точно достигается правильной пропорцией дисциплины и умения принимать решения. Что в правильном результате как раз и дает волю.
Да, конечно, контакт.
А дальше ты уже говоришь - такова моя королевская воля. И она такова.
Ага.
Но вот это уточнить надо. Потому что когда речь идёт о воспитании, в норме это понимают как принудительное привитие социальноприемлемых навыков, и фсё.
Да. Разумеется. Именно поэтому я и говорю о том, что контроль - это не есть умение принимать решения, хотя ВЫГЛЯДИТ очень часто совершенно одинаково.
И вот тут мы плавно подходим к моему большому вопросу, который у меня давно.
Каждый орден имел "женскую составляющую", верно?
Не могу вот так сразу утверждать, что каждый. Большинство - безусловно.
У Лойсо кстати девочек не было, вроде бы.
Каковы принципиальные - или хотя бы явные - различия в воспитании мага и ведьмы?
Нет такой постановки вопроса! Она в каждом Ордене своя, вот в чём штука.
Я имею в виду, что разница между женщинами Семилистника и, скажем Ордена Решёток и Зеркал более разительна, чем между женщинами и мужчинами того же ОРЗ.
О, тогда конктретно Сотофа.
Потому что, по сути, вторая книжка очень сильно об этом. Так что я, пожалуй, спрашиваю именно о "в пределах одного ордена".
И раз уж у нас наличествует Туланский детектив, то берем Сотофу с ее, гм, интересными методами.
А вот с Сотофой, конечно, отдельный разговор. Она, как мы знаем, единственное в Мире существо с двумя Тенями. Причём прибившаяся к ней тень её Великого Магистра в неё влюблена. Мне кажется, это очень важно о ней знать.
В смысле, не забывать.
Сотофа очень много знает о любви и о так называемой любви. И, подозреваю, учит своих учениц отличать одно от другого.
С этой точки зрения Нуфлин как раз и есть вселенское зло в моих глазах. Он - Контроль без Служения.
Да, Нуфлин - вселенское зло.
Я так думаю, Сотофа получила не только невероятные возможности, но и хороший урок. То есть, увидела, что творит так называемая любовь (подразумевающая собственность) не то что с людьми, а даже с непостижимыми существами, которые - Тени. Ну ни фига себе вообще. Ясно, что с этим надо разбираться прежде, чем давать человеку доступ к его настоящей силе. А то будет потом вселенский трындец.
Я очень много на самом деле думаю сейчас о том, что контроль без принятия решений (или служения) - один из самых ярких признаков, отличающих так называемую любовь от любви. Когда под лозунгом "я забочусь" или "это для твоего же блага" идет весь спектр от бытовой манипуляции до вполне себе погружения в крепостное право. Именно с моментом присвоения, собственничества.
Я кстати сейчас одну страшную вещь скажу: настоящая любовь (в отличие от так называемой) всегда взаимна. Она не бывает "нищасной". Потому что любовь - это способ течения энергии. И когда она настоящая, она воздействует на объект определённым образом. И объект становится субъектом, вступает в диалог. Не ответить на любовь любовью невозможно, как невозможно попасть под дождь и не промокнуть. А вот не ответить на так называемую любовь легче лёгкого. Так называемая любовь - это всегда приглашение ко взаимному использованию. И ты просто решаешь, хочешь использовать предлагаемое в обмен на аналогичные услуги, или нет.
Вот. Вот мы берем девочку с кучей глупостей в голове, с огромным количеством градаций "это - мое, это - не мое", причем часть из них ложная, коннекта с осознанностью - кот наплакал. Вот она приходит в орден. И? что происходит дальше? Вот, скажем, они все, ее девочки - со своими Тенями встречаются?
Ну я всё-таки всю их кухню точно не знаю! И не сомневаюсь, что там индивидуальный подход.
И я думаю, девочки туда приходят всё-таки сильно получше средней. Ну и вообще они не настолько люди, что вот прям люди-люди, это ты тоже не забывай.
Ага. А в чем отличие?
Потому что знаешь, это вообще интересный момент. Мужчины мира Ехо вполне себе привычные нам люди - по большей части, я обывателей имею в виду. А вот женщины - гораздо сложнее. (Недаром Базилио девочкой остался.)
Я имею в виду, это не совсем "наши" здешние девочки. Эти девочки - часть человечества, которое, судя по средней продолжительности жизни к духу поближе чуть-чуть.
Они, по крайней мере, не готовятся с детства в прислуги. У них страха меньше, меньше готовности угождать и подстраиваться - это я сейчас о среднем арифметическом против среднего арифметического говорю.
Мальчики у них, опять же, если в среднем по палате, без этой вот скотской маскулинности. Они в больше степени просто человеки, а не "мужики". Ну, сравнительно.
То есть опять воспитание.
Это уже не только воспитание. Это, дорогой друг, ещё и инстинкты. Собственно, девочке, чтобы стать совершенством, нужен просто чуть-чуть пониженный инстинкт самосохранения, который у нашей средней девочки очень силён из-за её живородящей функции. Чуть-чуть снижаем его, и уходят все вещи, превращающие женщину в покорное существо, желающее нравиться и готовое угождать (чтобы не убили, говорит ей инстинкт). А других слабых сторон у девочек нет. Все сильные! Но страх сводит все эти прекрасные возможности на нет.
Магистры свихнулись внегендерно, они магию делят! И кстати, способность к истерике - сильное место для традиционного угуландского колдуна. Так что они "женственны" (то есть, эмоциональны, реактивны и восприимчивы) поневоле. Хочешь колдовать хорошо - веди себя не как "мужык"!
Но я думаю, кстати, мачо можно найти среди укумбийских пиратов! Отсталая культура, почти без магии, где физическая сила действительно важна. Они просто ещё на том этапе развития, когда это целесообразно.
Это интересная штука. Насчет того, что магия предпочитает эмоциональность, реактивность и восприимчивость. И я, пожалуй, соглашусь.
Очевидная угуландская - так точно! Чуваки же силу Сердца Мира берут. А значит, надо ему нравиться - это раз. Уметь заводиться с полоборота (вводить себя в экзальтацию) - это два. Чем чаще у тебя нервные срывы, тем больше трупов врагов по окрестностям. Имеет смысл!
И еще один вопрос, очень хороший:
Интересно очень, как происходит передача ритуала расчёсывания Чуба Земли. Как получается, что все Короли всех династий прекрасно знали, что им делать - даже если предыдущая династия внезапно исчезала в неизвестном направлении?
И ещё: как хоть какой-то Король мог не быть средоточием безмятежной радости и счастливой уверенности в благополучном исходе всего происходящего в государстве, если его жизнь была объединена в таком союзе с Землёй? В смысле, может быть, усилия по исправлению собственного нрава в лучшую сторону последнего Гурига - на самом деле, отражают подобные же усилия самого Мира, который восстанавливался после истощающих Смутных Времён и несколько оскорбительной для его сердца эпохи Орденов? Мог ли быть хоть какой-то Король счастлив, когда Мир в беде - и наоборот?
Если предыдущая династия внезапно исчезала в неизвестном направлении?
Мне кажется, это не тот вид знаний-умений, которые передаются от человека к человеку. Человек-посредник тут явно лишний.
Не то чтобы у земли всегда прям радужное настроение, что быть с нею в союзе великое счастье. У земли тоже бывают разные времена.
Вопрос отличный, грамотный такой, как будто человеку престол в Соединённом Королевстве в будущей жизни предлагают, и он теперь прикидывает заранее, чего там и как. Молодец! :)
То есть, такой очень, очень практический вопрос.
А последняя часть вопроса, я думаю, это и не вопрос даже, а версия (может быть, усилия по исправлению собственного нрава в лучшую сторону последнего Гурига - на самом деле, отражают подобные же усилия самого Мира, который восстанавливался после истощающих Смутных Времён и несколько оскорбительной для его сердца эпохи Орденов? ) - хорошая версия, думаю, примерно так и есть.
То есть вот воспитание в данном случае - было и воспитанием мира тоже, да? Особенно, если учитывать, что Джуффин королю был, в общем-то другом с самого начала. То есть обоим, и ему, и миру.
Я думаю, да. Они - Король и Мир - всяко пара, которой никуда друг от друга не деться, тугезер форезер, все дела. То есть, влияние там обоюдное и взаимопроникающее, факт.
А вот, кстати, что меня вдруг сильно заинтересовало. Уход Нуфлина. Последний отличный аккорд на предмет снять жабу с груди (миру) и вдохнуть наконец.
Вообще, судя по последним сведениям, о том, что творилось на Тёмной Стороне в районе Сердца Мира в глубокой древности, весь этот Мир - такой блин потенциальный питомец Джуффина, такой больной на всё сердце юный гений, что даже смешно. Что касается Нуфлина. Да. И я теперь понимаю, как хорошо, что он хорошо ушёл. То есть, он много ужасной фигни натворил, но очень хорошо и правильно, что вместо справедливого возмездия он получил счастливую пенсию в Харумбе. Вот этот факт - явный симптом возрождения Мира. Именно этот. Что наконец-то никто никого не покарал.
Ну, там Макс еще отличился, выторговав его наоборот. Я имею в виду, что для Нуфлина, наверное, такого вообще никто никогда не проделывал - торговаться за него после того, как он устроил такую гадость.
Да, именно. Ну, Макс - он вообще такая таблетка от смерти, как оказалось. Что бы ни замыслил, всё равно будет действовать целебно. Потому что иначе не может.
Он же не то чтобы "хороший и добрый" в этой ситуации с Нуфлином. И даже не то чтобы такой уж великий самурай по жизни, что костьми лечь во имя долга с детства готов. А всё равно не может поступить иначе. Когда ты - таблетка, оно так.
Что касается Нуфлина, я вот думаю, на самом деле совершенно шекспировских масштабов трагическая фигура. От него Тень ушла! Совсем блин! Они причём даже ничего плохого не делал, Тень не в наказание ушла, а вот - влюбилась в хорошую девочку, бывает. И чувак остался во главе своего Ордена утрачивать могущество и знать, что ему после смерти податься некуда. Не то чтобы это оправдывает все его последующие кунштюки, но понять его можно. Хотя никому не пожелаешь такого опыта, который позволяет его понять. Но я, конечно, могу.
Ну, насчет ничего плохого не делал - он все-таки очень странный был Великий магистр, судя по рассказу Кофы. с самого начала скорее искал, как урвать, а не как отдать.
Вряд ли Тень вот так вот от хорошей жизни сбегает от сильного колдуна.
Ну, это конечно тоже взаимосвязь, они оба жадные и вероломные. Но от хорошей жизни вообще-то вполне можно сбежать, когда где-то дают ещё лучше! При определённом устройстве характера.
Сколько народу от хорошей жизни сбегает влюбившись! Вот и Тень Магистра Нуфлина кризис среднего возраста так встретила.
Но ведь Сотофа совсем из другого теста.
Конечно из другого. И вообще девочка. Красивая, молодая, силы - ужрись. Что ж к такой не сбежать.
Я как раз думаю - может Тень вот так спастись бегством от того, кто ее угробить норовит? Или это совсем из другой области?
Всяко наверное бывает. Но в данном случае, поверь мне на слово, просто влюбилась и сбежала туда, где лучше. Это правда история любви Тени к человеку, мсье знает толк в извращениях. Ну или мадам, кто ж эту Тень разберёт.
Хорошее определение Макса - таблетка от смерти. При этом - совершенно не панацея. А именно от смерти.
Да, именно, таблетка от смерти. Даосская пилюля, лунный заяц натолок. И вся его жизнь - бесконечное счастливое шипение в пищеводе спасаемого.
Счастливое - потому что при деле! При своём.
Я имею в виду, что Макс был абсолютно необходим, но один бы явно не справился. Потому что там не только смерть была. Я, кстати, вспомнил, что действительно же Макс и Мелифаро вытаскивали короля из Лабиринта. Уговаривали. Вернись, зараза, к прямым обязанностям. Отойди, зараза, от края крыши, давай поговорим.
Ну, справедливости ради, они не особо уговаривали. Он их увидел, сам всё понял, вздохнул и пошёл. Он молодец!
Они сперва за ним побегали - это да. Но он как бы и не нарочно!
Всякий король - отражение мира? Или это все-таки именно с Гуригом так миру повезло, что один охотно работал в пользу другого - всю жизнь и изо всех сил? Сколько вообще поколений существует этот ритуал с Чубом, известно?
Я думаю, что всякий король (речь о Соединённом Королевстве, столица которого всё-таки в Сердце Мира построена) безусловно соответствует текущему состоянию Мира. А в ходе правления они взаимодействуют, и вот тут большой вопрос, кто на кого повлияет сильней. Я имею в виду, что Мир может изменить характер Короля, но и Король может изменить характер Мира. Это такая борьба на руках, кто кого - на всю жизнь (Короля).
Что касается ритуала с Чубом, мы пока точно знаем, что Гуриг чуб причёсывает. Больше мы точно не знаем ничего. Не удивлюсь, если у каждого Короля свои ритуалы. Совершено не удивлюсь.
Ага. То есть речь даже не о передаче ритуала, а о нахождении способа поговорить.
Я думаю, да. Но точно мы не знаем, потому что они же не разглашают! Молчат, хоть стреляй.
Думаю, всё, что Король может знать об этой истории от людей (от отца, от придворных и пр.) - что вот иногда случается нечто такое. Этакое. Это ничего, не беда, это твоя связь с землёй так проявляется, слушай её внимательно. А если никто не объяснит, Король просто больше беспокоится поначалу, когда что-то происходит, а он не понимает, что именно. Но справляется, я думаю, всё равно.
То есть, непосредственный шаманский опыт, вот тебе и вся учёба.
По-моему, это очень здорово. И хорошо ложится на идею воспитания как прежде всего воспитания осознанности.
То есть хочешь уметь принимать решения - умей прежде всего слушать и откликаться.
Да. Очень хорошо сформулировано.
А на
сайте сейчас 5 Чашек Фрая
This entry was originally posted at
http://a-str.dreamwidth.org/1123168.html. Please comment there using
OpenID.