Здесь очень различает людей отношение к нравам и обычаям как к внешним или внутренним. Многих из живущих тогда (скажем, меня) вся эта идеология никак не задевала и не трогала. Так, повод для зубоскальства, не более того. А вот что моих друзей сажали, мне очень не нравилось. И что я не мог читать то, что хотел, без опасности для себя, и говорить то, что хотел, не оглядываясь - тоже не нравилось.
Но среди моих друзей было много очень хороших людей, которых эта идеологическая шелуха просто оскорбляла. И я их понимал. Это были люди с более тонким, даже обострённым слухом. Их надо было защищать, конечно.
И привычка нарушать законы со спокойной совестью у меня тоже оттуда. Мало ли, думаю, что кто придумал - а я сразу выполняй?
Поэтому, когда Тихонова пишет, что большинство (правда, уменьшающееся в последние годы) нашего населения признаёт над собой только те законы, с которыми оно, население, согласно - я с ним солидарен.
Я на днях разговаривал с коллегой по работе (женщина несколько младше меня, но заставшая жизнь в СССР во вполне сознательном возрасте). У нас многое совпадает во взглядах на жизнь и на нынешние дела. Но вот когда я упомянул про своё отвращение от комсомольских песен 80-х годов (а они были непременным атрибутом комсомольских мероприятий тех лет, и меня чуть не тошнило от этого фальшивого пафоса), она меня просто не поняла, ей это и тогда нравилось, и сейчас вызывает лишь воспоминания о молодости.
Как-то я говорил с пожилой дамой о сталинских годах, когда она была молода. Я говорил о репрессиях позднего сталинизма, сломанных судьбах, доносах. Она же меня перебила и стала вспоминать. У нее было чудесное синее платье в белый горошек, которое ей очень шло. Она много работала и вечерами танцевала, потому что здорова была за четверых. Она видела почтенных знаменитых людей, общалась с ними, видела интересных молодых людей. Она видела, как страна богатеет с каждым годом, следы войны все дальше. Рассказав это, она вдруг прервалась и сказала, что она больше мне ни слова не скажет. Наверное, я как-то смотрел.
Вы очень правы насчет детской травмы. У нас сохранилась подборка газет за 80-е, и несколько лет назад, при ремонте, она попалась на глаза. При попытке перечитать передовицы, чтобы понять, как менялась риторика в ранние 80-е и потом, при перестройке, несмотря на живейший интерес к теме пришлось бросить именно по почти физиологическим соображениям - поднималась страшная дурнота от самого стиля, каждый штамп узнавался и был непереносим. У Сорокина это очень хорошо в 30-й любви Марины - от нескольких страниц "перековочного" идеологически выдержанного текста наступает эмоциональная контузия.
> диалогов buyaner и pochep. Ценных разговоров у них было немало, их всегда интересно перечитывать (впрочем, 2014 год положил конец этой традиции, теперь продолжение едва ли возможно
Они из-за Украины поругались что ли ? (buyaner антиукраински настроен, а pochep вроде более про-украински). Или другая причина ?
Всё-таки я писал о послесталинских временах. На эту тему (и в т.ч. про аналогии с нацистской Германией) как раз стоит перечитать диалог buyaner с pochep.
"Тоталитарный режим" - это вообще расхожий штамп, мало что объясняющий. Ну а применительно к 60-70-м это такая натяжка, что не стоит обсуждать.
о послесталинских временах, но ваш аргумент ("Хотя ведь другого детства у него не было, и главное - сам он такой развитый и хороший вырос не просто так, а во многом благодаря тем родителям, и той каше, и даже поркe") - инвариантен, и так же применим к любому режиму, и гитлеровскому в том числе. Гитлеровский режим хуже позднесоветского, но хужесть режима ваш аргумент никак не учитывает.
Это, я полагаю, показывает, что этот ваш аргумент имеет проблемы, дыры.
"Тоталитарный режим" - четкий термин: это режим лезущий и жестко регламентирующий многие сферы жизни, в отличии от авторитарного, который ограничивается восновном политикой.
Вообще всё это рассуждение про подростковую травму - развёрнутая метафора, она не для логического убеждения, а для понимания. Похоже, в данном случае она на понимание не сработала.
Comments 41
Многих из живущих тогда (скажем, меня) вся эта идеология никак не задевала и не трогала. Так, повод для зубоскальства, не более того.
А вот что моих друзей сажали, мне очень не нравилось. И что я не мог читать то, что хотел, без опасности для себя, и говорить то, что хотел, не оглядываясь - тоже не нравилось.
Но среди моих друзей было много очень хороших людей, которых эта идеологическая шелуха просто оскорбляла. И я их понимал. Это были люди с более тонким, даже обострённым слухом. Их надо было защищать, конечно.
И привычка нарушать законы со спокойной совестью у меня тоже оттуда. Мало ли, думаю, что кто придумал - а я сразу выполняй?
Поэтому, когда Тихонова пишет, что большинство (правда, уменьшающееся в последние годы) нашего населения признаёт над собой только те законы, с которыми оно, население, согласно - я с ним солидарен.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Они из-за Украины поругались что ли ?
(buyaner антиукраински настроен, а pochep вроде более про-украински).
Или другая причина ?
Reply
Reply
кстати, нынешние некоторые вещи - еще тошнотворнее, кажется
Reply
Reply
"Тоталитарный режим" - это вообще расхожий штамп, мало что объясняющий. Ну а применительно к 60-70-м это такая натяжка, что не стоит обсуждать.
Reply
Это, я полагаю, показывает, что этот ваш аргумент имеет проблемы, дыры.
"Тоталитарный режим" - четкий термин: это режим лезущий и жестко регламентирующий многие сферы жизни, в отличии от авторитарного, который ограничивается восновном политикой.
Reply
Reply
Leave a comment