В
обсуждении у Буянера упомянут Поппер. И тут всплыло воспоминание.
Двухтомник Поппера "Открытое общество и его враги" я читал в начале 90-х. Я узнал о его выходе из обзора в газете "Сегодня" (или в "Независимой"?), потом купил в магазине "Москва" на Тверской.
(
Read more... )
Comments 12
Reply
И тем более Хайек очень хорош и глубок именно там, где либералы обычно выдают мантры про невидимую руку и рациональных индивидов. От хайековского эволюционного подхода к формированию "спонтанного порядка" рукой подать до либерального консерватизма. Во всяком случае, именно Хайек был для меня мостиком к пониманию роли культуры и этики в обществе.
Reply
Поппер так старательно опровергает гегельянство и марксизм в их философии истории, что он по сути опровергает возможность существования истории как науки - его аргументами можно громить не только возможность предсказания истории, но и вообще любое теоретическое обобщение в этой науке. Что остается - хроника? Для науки маловато.
Что до Хайека, то у него вместо людей действуют функции оптимизации - как-то не верится, что он описывает реальный мир. Хотя сейчас, со стремительно нарастающей компьютеризацией и иск.интеллектом, все это может оказаться вполне адекватной картиной. Столь адекватной, что людям в этом мире места не останется.
Reply
А вот "Пагубную самонадеянность" от "Дороги к рабству" отделяет больше сорока лет. Это гораздо более глубокая книга, и я её воспринимаю как переход от "хардкорного" либерализма к либеральному консерватизму.
И очень здорово, что мне тогда попалась эта книга, при первом прочтении в 91-м она убеждала меня в правоте и обоснованности либерализма, а при более позднем побудила задуматься об основаниях общественного порядка ("спонтанного порядка" у Хайека) и стала переходным звеном к более "культуроцентричным", более консервативным подходам.
Reply
Что же до гуманитарных дисциплин (и математики), то к ним принцип фальсификационизма Поппером считался неприменимым. Всё нормально, никакого противоречия.
Reply
...Бертран Рассел - Поппер его включил в список светлых и достойных, а Хайек упрекал в коллективистских ошибках и социалистических идеях...
Значит, Хайек врал, когда говорил, что у него нет разногласий с Поппером.
Reply
Есть ещё версия, что кто-то что-то не так понимает.
Reply
Reply
Оглядываясь сейчас назад, я думаю, что и Попер, и особенно Хайек были для меня полезны. Это сильные идеи, которые нужно знать и с которыми нужно уметь работать. Но вот работать с идеями, то есть мыслить - этому меня никто не учил, и именно неумение критически мыслить было причиной моего такого детского отношения к этим двум выдающимся авторам.
Reply
Но тут ведь как всегда. Широкая публика всё ещё верит в научное мировоззрение и понимает его по-позитивистски. Бога нет,, гуманитарии льют воду, а независимая проверка - критерий научности и царица доказательств.
Для более продвинутых носителей научного подхода к реальности вершиной является Поппер. Фальсификационизм, решающий эксперимент - вот последнее слово критического рационализма.
А специалисты уже оставили в прошлом не только Куна с Лакатосом, но не шарахаются даже от Фейерабенда.
Reply
Эволюция подходов к анализу науки
(из книги Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники).
(про Розова см. http://a-bugaev.livejournal.com/1135685.html)
Reply
Leave a comment