Ещё раз про отношение Шмелёва к Гитлеру

Oct 02, 2023 22:40


В связи со 150-летием со дня рождения писателя Ивана Шмелёва в сети в очередной раз обсуждали его чудовищные слова из переписки 1941 года. И в этом обсуждении, и особенно в истории самого Шмелёва ярко виден ослепляющий эффект идеологического мышления, когда люди руководствуются жёсткими бинарными оппозициями.

Интересно и полезно разобрать, как это ( Read more... )

ideology, history, binary_opposition, ilyin

Leave a comment

Comments 28

gignomai October 2 2023, 21:21:54 UTC

Вполне соглашаясь с Вашим пониманием мотивов Шмелева (а это понимание можно распространить на многих, кто в ВМВ оказался на той стороне - душой или даже действиями, как атаман Краснов, например, с его казаками), я все больше склоняюсь к несколько другому для себя выводу. Дело, я думаю, не в оправдании или осуждении, это не нам решать, это "до Страшного Суда", где все взвешено будет... А в том, чтобы, держаться своей правды и за нее посильно драться, не щадя тех, у кого другая правда и свои, понятные нам основания ее держаться.

Reply

a_bugaev October 2 2023, 21:47:01 UTC

Да, в такой ситуации приходится драться и отстаивать свою правду. Но важно, какова она, эта правда, насколько она близка или далека от той всеобщей правды, о которой писал Франк в статье "О поисках смысла войны".

Боюсь, мы сейчас очень далеки не то что от ответа, а от постановки такого вопроса. "Мы" во всех смыслах - и мыслящая часть нашего общества, и Россия, и Европа, и человечество.

Reply

whiteferz October 3 2023, 08:19:10 UTC
Всеобщей правды, как выяснилось, нет. Есть конкурирующие.

Reply

gignomai October 3 2023, 08:31:28 UTC

Да, приходится мириться с тем, что твоя правда относительна. Но мне важно разделить поиск всеобщей правды (вот он требует понимания других правд) и участие в столкновении относительных правд. Связь между этими двумя перспективами в том, что воюя с врагом, ты не убиваешь в себе способность его понять, хотя и с отсрочкой до перемирия.

Reply


pustoj_zhurnal October 2 2023, 22:46:25 UTC

Тут два разных вопроса, про Шмелева и про большую историю. Давайте сначала скажу про историю.

У нас про историю Восточной Европы времен Интербеллума и последовавшей войны после 1945г. писали мало и сдержано, потому что страны Восточной Европы стали "братскими", плюс одна стала "дружественной". Задача была обличать германский фашизм и проклятых западных империалистов. Хотя на самом деле чего-то писали, и тамошние режимы в большинстве своем характеризовались как фашистские или полуфашисткие (в европейской историографии, по-моему тоже, но у европейцев была своя задача Холодной войны - привлечь восточноевропейцев на свою сторону). С Перестройкой и поныне у нас восторжествовала задача обличения большевизма, а с переходом Восточной Европы в Западный лагерь, с проблемами европейского единства и задачами нового Дранг нах Остен жутковатая и зловонная история Восточной Европы тех времен была забыта.

Можно было бы подумать, что естественной нормой тех времен была Европа Западная. Но Британия, Франция, Бельгия, Голландия были колониальными ( ... )

Reply


pustoj_zhurnal October 2 2023, 23:00:27 UTC

Про Шмелева. У человека убили сына, он поэтому радуюется предстоящей гибели миллионов людей. По человечески это понять можно, но я что-то не вижу повода для высокого морализаторства.

Можно его и понять в том, что он не восхищался Гитлером между 39 и 41 годом. А чем восхищаться, если он не воюет с большевистской Россией?

Заметьте, что у кого-то убили сына (мать, дочь) белые (или антоновцы, или КОМУЧевцы). Я не знаю, многие ли из них достигали таких высот духа как Шмелев. Наверно, кто и достигал, но едва ли его чувства будут столь же подробно анализироваться и пониматься.

Reply


orangtua October 3 2023, 05:33:06 UTC
Отмазывание обычное.

Reply


anna_bpguide October 3 2023, 06:15:51 UTC
Мне кажутся очень странными претензии людей, уже знающих, что такое Гитлер, к словам, написанным ДО этого знания...

Reply

la_conglietta October 3 2023, 14:28:51 UTC

А вы реально думаете, что до 1941 года в Европе не знали, что такое Гитлер?

Reply

idemidov November 4 2023, 17:51:59 UTC

Человек года (1938) по версии журнала Тайм?

Reply

a_bugaev November 4 2023, 18:16:15 UTC

Конечно, взгляды Гитлера были известны. Но дело в том, что другие участники расклада совсем не были особо белыми и пушистыми. И все пытались выбрать меньшее зло, исходя из своих идейных представлений и приоритетов, и направить его против большего зла.

Reply


Leave a comment

Up