Однако, странно

Jul 05, 2004 22:13

что мои оппоненты либо не читали "Пагубную самонадеянность" Хайека, либо прочитали ее каким-то особенным образом, уловив только про рынок и экономическую свободу и пропустив принцип аргументации.
...основной вопрос, ответ на который я пытаюсь дать в этой своей работе, а именно: как возникает наша мораль и какое воздействие на экономическую и ( Read more... )

praxeology

Leave a comment

Comments 47

Хех pargentum July 5 2004, 20:34:05 UTC
Если вы мне собрались проповедовать Хайека, так вы ломитесь в открытую дверь ( ... )

Reply

В двух словах a_bugaev July 6 2004, 01:03:58 UTC
Позиция Хайека не противоречит методологическому индивидуализму. Он сам явно и недвусмысленно защищает м.и., и
Но, на мой взгляд, подход Хайека шире, и я вижу ценность этой книги (по сравнению, напрмер, с книгами Мизеса) именно в том, что Хайек поставил вопрос о культуре и культурной эволюции. Ключевой аргумент Хайека об эволюционном формировании культурных норм и институтов принципиальным образом завязан на групповой принцип отбора (выживание, преуспеяние и рост группы / "проигрыш" и исчезновение группы). Т.о. вводится рассмотрение роли культуры не в аспекте личного выбора индиида, а в аспекте роли культуры в структурировании и сохранении общности.

Дальше на эту тему я бы рекоменедовал читать Лоренца (на его великолепное описание роли культурной эволюции я многократно ссылался) и Касьянову. Хайек все-таки нацелен на защиту рынка и частной собственности, другие аспекты он затрагивает лишь косвенно ( ... )

Reply

Re: В двух словах pargentum July 6 2004, 01:34:10 UTC
>Дальше на эту тему я бы рекоменедовал читать Лоренца (на его великолепное описание роли культурной эволюции я многократно ссылался)

Лоренц все-таки, будем называть вещи своими именами, грубый бихевиорист. :) Касьянову я не читал.

>А объявление общества субъектом - это совсем другая тема.

Но ведь, вроде бы, мы выяснили, что именно в этом состоит единственная осмысленная ваша претензия к методологическим индивидуалистам - что они, гады такие, этого не допускают.

>Но так же к очень печальным последствиям приводит непонимание роли культуры и традиции. Например, регулярно наблюдаемый ход мысли, что раз некое ограничение (законодательный запрет, подкрепленный санкцией, или правовое ограничение, или культурная норма и т.п.) не обосновано логически и не выводится из требований естественного права и защиты частной собственности, то такое ограничение нужно отменить.

Подождите. Естественное право (в хайекианском, да и в моем понимании) - это и есть традиция. Т.е. требование какого-то специального (и скептического) отношения к ( ... )

Reply

Re: В двух словах a_bugaev July 6 2004, 01:46:18 UTC
1. Лоренц - категорически не бихевиорист. Вы его ни с кем не путаете?

2. вроде бы, мы выяснили, что именно в этом состоит единственная осмысленная ваша претензия к методологическим индивидуалистам - что они, гады такие, этого не допускают.
Я не знаю, где это Вы выяснили, я давно уже говорю о другом - о понимании роли культуры.

3. Естественное право - далеко не единственная традиция.

4. Мне будет очень интересно от Вас узнать, как соотносится с традицией легализация наркотиков.

Reply


kostaki July 6 2004, 01:22:12 UTC
Они еще и Поппера, Open Society and its Enemies, читали как-то по-особенному - тоже с вычетом ключевой идеи, что претензии на "знание-сути-вещей-на-самом-деле" приводят, через промежуточный тезис "править-должны-те-кто-владееет-истинной-теорией", прямиком к тоталитарной диктатуре.

Reply


Leave a comment

Up