После чтения обширной дискуссии
Неинтуитивность либерализма вновь задумался о слабостях этой логичной и последовательной концепции. Я на эту тему высказывался много (преимущественно в спорах с
pargentum), но тут захотелось еще систематизировать. Времени писать развернуто нет, поэтому пока только план.
-----------------------------------
1. Человек и благо.
Универсальный принцип «Человек сам знает, что для него лучше»
Ответ на универсальность утверждения - попытки частных опровержений.
1.1. Действительно ли сам знает? И что в реальности знает - что ему лучше или что он предпочитает?
Соблазн, самоообман, мошенничество…
Дети, недееспособные, наркоманы, преступники.
1.2. А как узнаёт? И кто еще может знать?
Делегированиое доверие (явный или неявный контракт).
Культурно институциализированное доверие (учитель, врач, священник).
1.3. Неопределенность будущего, в т.ч. будущего поведения других людей.
2. Дилемма «индивид - государство»
Ошибка первая: если не индивид, то государство.
Ошибка вторая: если не государство, то индивид.
Пропущенное третье (культура).
3. Границы свободы
Проблема определения границ (пространство индивида, ограничение для действий других)
Границы свободы и границы ответственности.
Понятие собственности как ключевая категория в определении границ свободы. Проблемы определения, проблемы обоснования, проблемы редукции.
4. Действие.
Проблема определения действия.
Пространство возможностей (альтернативы и выбор, воздержание от действия…)
Дилемма «добровольность / насильственность»
5. Время
Действие и время (изменчивость предпочтений, изменчивость ситуации, в т.ч. контрагентов. Отсюда необходимость презумпции малой скорости ключевых изменений).
Время и память.
Краткосрочно - проведение действий, сохранение и коррекция индивидуальных планов.
Среднесрочно - накопление и поддержание индивидуального опыта.
Долгосрочно - передача знания и культуры между поколениями.
Воспроизводство культуры как ключевая проблема.
6. Взаимодействие и коммуникация.
Проблемы коммуникации при взаимодействии.
Культурные основы коммуникации (общее в пространстве смыслов, обычаи, ритуализация, язык)
Контракты явные и неявные.
7. Проблемы ключевых принципов и предпосылок.
Редукция (атомизация) как универсальный принцип.
Ограниченность рассматриваемых аспектов и связей (только экономический аспект взаимодействия). Попытка расширить применимость экономических категорий (претензия на общность теории).
Проблема «фиксированных понятий» (человек, собственность, действие, обмен, контракт…).
8. Либертарианство как радикально-утопическая картина мира.
Смысл формулы «Либертарианство = либерализм минус консерватизм»
-----------------------------------
Это всего лишь план, набросок пунктов для развертывания мыслей.
Разумеется, возражения не новые, такие слова высказаны уже не раз. Но тут важнее не сами слова, а акценты, смысловая рамка, обоснование мысли. Кое-что из этого я уже проговаривал, другое лишь намечал. Будет время - напишу подробно.
(Надеюсь, желания спорить с текстом плана не возникнет, это было бы несколько странно, хотя и не исключено. Представляю себе...)