фрагменты лекции киноведа Евгения Яковлевича Марголита
http://polit.ru/article/2012/03/12/margolit/ Почему от этой жесткой, страшной в основе своей, принципиально антигуманистической системы осталось великое искусство, великая культура и великий кинематограф, настолько
(
Read more... )
Comments 19
Ну, наверно, потому что она не была принципиально антигуманистической.
Антигуманными (причем, я полагаю, что все же неизбежно антигуманными) были некоторые следствия ее становления и существования.
При этом коммунистическая идея в основе своей гуманистическая в обоих смыслах этого понятия:
1. она и декларирует в качестве своей цели освобождение человека, причем каждого человека, независимо от его врожденных особеностей и качества.
2. она и основывается на вере в человека, точнее даже на вере в то, что человек может сам себя улучшить в масштабах всего человечества.
Примерно так.
Reply
"основа коммунистической идеологии и философии находится в русле классической европейской культурной традиции, в основе которой, естественно, лежит христианская доктрина с ее мотивом добровольного личностного выбора, в отличие от нацизма, где неслучайно доктрина вырастает на противопоставлении себя доктрине христианской."
Reply
Бывает так: сделал себе перерыв на работе на пять минут, увидел интересный пост, времени подробно разбираться нету, а высказаться хочется.
Надеюсь, более-менее в тему.
Reply
Reply
По-моему, как раз в ОСНОВЕ своей система вовсе не была антигуматинистической. Вся машина образования и культпросвета работала на "формирование нового человека" и этот человек понимался идеалистически и ну никак не сводился к "социальной функции". Этот то идеализм и стал одной из причин краха. Система рухнула из-за несоответствия между идеалистичностью собственных установок и того реального воплощения, которое они получили на практике.
Reply
Reply
1) Послевоенная эпоха, "оттепель" и до начала застоя - общий подъем. И науки тоже, и пр.
2) Расцвет мирового кинематографа - период когда технически стало возможно делать довольно реалистическую картинку (чтоб уже без слишком заметной бутафории), классный звук, свет и т.п., но актерско-режиссерская школа еще скорее классическая театральная - сейчас тот же Голливуд совсем не то со всеми этими спецэффектами и унылыми штампованными звездами-брендами, место которых скоро успешно займут их же 3D-модели.
3) Масса неэкранизированного еще материала (хотя бы общепризнанных литературных шедевров). Сейчас уже публику в основном мучают "постмодернизмом", бесконечными римейками или франшизой.
Reply
Reply
видимо автор лекции употребляет слово "антигуманистическая" -в смысле "недобрая" и "нехорошая"
однако "гуманистический" значит "человечный" а не "добрый" . .человек то не всегда добрый и хороший
в этом смысле советская культура была "гуманистической". .то есть старалась быть человечной.
.правда понимала это несколько своеобразно: основным элементом "человека" и "человечности" она считала социальные/классовые отношения..
Reply
Reply
в человеке ведь есть не только добрая сторона , но и очень существенная "темная"
в общем случае "расчеловечивание" -это делание человека не таким какой он есть в естественном состоянии, а или улучшение ,или ухудщение...
большевики видели очень нехорошее поведение людей в периоды раннего капитализма , 1 мировой войны ,гражданской войны
по этой причине они не считали человека "хорошим от природы" а наоборот, очень много внимания уделяли "темной стороне" в человеке... и пытались ее преодолеть..
правда большевистское объяснение наличия "темной стороны" в человеке. было довольно своеобразным ( считали "темную сторону" продуктом социальных отношений)...исходя из этого объяснения большевики и пытались преодолеть "темное" в человеке ...
в принципе это было "расчеловечивание".. но это была попытка улучшить человека ,сделать его лучше, чем он есть изначально... попытка видимо неудавшаяся
Reply
Leave a comment