Раскрытие семантики канонического (итифаллического) образа бога Амона.
Один из самых почитаемых богов Древнего Египта зачастую представал в "неподобающем" виде, смущая учёных-египтологов, думавших о чём-то своём и переносящих сокровенные мысли на объект исследования.
Разумеется, бог Амон (=Мин) выглядел эпатажно:
Но стоит ли хвататься за первую мысль, пришедшую в голову, и называть Амона богом плодородия? Попробуем разобраться в символизме его жестов, тем более что это не составляет труда.
Первое, что нужно отметить: итифаллический Амон всегда изображался в виде статуи, стоящей на подставке (на рисунке выделена синим цветом), поэтому бессмысленно говорить о её плодовитости. Очевидно, это древний и очень уважаемый предок, удостоившийся такой чести. Создание подобных статуй вождей характерно для африканской культуры, к которой древнеегипетская безусловно имеет прямое отношение:
Статуя африканского правителя.
Примечательно, что африканские вожди носили плетёные бородки,
как у египетских фараонов и богов, указывая на генетическую связь Африки с Древним Египтом
Итак, поднятая правая рука Амона - это знакомый нам жест. Так поднимают руку, когда дают клятву или приносят присягу:
"Поднятая ладонь - жест, означающий свидетельство или принятие клятвы." ("Энциклопедия символов", Дж.Купер, 1995).
Присягу принимает вице-президент США Майк Пенс.
Студенты медицинского института дают клятву Гиппократа.
В особо ответственных случаях задействуют и левую руку:
Клясться на Библии можно, когда она есть, но как поступали в Древности до её написания? И здесь нам придётся обратиться к её содержанию. Цитата из
книги Джона Дэйвенпорта "Афродизиаки и антифродизиаки: три очерка о силах плодородия" (1-е издание - Лондон, 1869 год):
"...принося торжественную клятву, они [т.е. древние евреи] возлагали руку на половые органы в знак её нерушимости. Когда Авраам, обращаясь к «рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было», говорит: «...положи руку твою под стегно моё и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмёшь сыну моему жены из дочерей Хананеев» (Быт. 24:2-3), и когда Иаков на смертном одре «призвал... сына своего Иосифа и сказал ему: если я нашёл благоволение в очах твоих, положи руку твою под стегно моё и клянись, что ты окажешь мне милость и правду, не похоронишь меня в Египте» (Быт. 47:29), - и в том, и в другом случае древнееврейский текст переведён неверно; учёные толкователи указывают, что в действительности слово это означает не «стегно», а «фаллос» <...> (Этот же обычай описывает Иосиф Флавий в «Иудейских древностях»: «[Торжественные клятвы] совершаются таким образом: положив друг другу руки ниже бёдер, [клянущиеся] взывают затем к Господу Богу, как к свидетелю грядущего» (I, 16, 1)).
Обычай этот сохраняется в Египте даже и по сей день: многие путешественники утверждают, что арабы, исполняя воинское приветствие или принося торжественную клятву, кладут руку на вышеупомянутую часть тела. Подобный случай описывает генерал-адъютант Жюльен в письме к сотруднику Египетского института. Одного египтянина арестовали как шпиона и привели к генералу. Сообразив, что никто не понимает его заверений в невиновности, этот египтянин «задрал свою синюю рубаху и взявшись рукой за фаллос, замер на мгновение в театральной позе бога, клянущегося водами Стикса. Физиономия его словно бы говорила: “Теперь, когда в доказательство своей невиновности я принёс СТОЛЬ ужасную клятву, осмелитесь ли вы мне не поверить?” Жест его напомнил мне обычай времён Авраамовых приносить присягу, держа в руке детородный орган»."
Собственно, на 3-мерном изображении Амона мы видим в его исполнении фаллическую клятву, которая нашла отражение в Библии:
Таким образом, поза Амона однозначно говорит о том, что он даёт клятву. В редких случаях Осирис также давал фаллическую клятву:
Рельеф из храма Сети I в Абидосе. XIII в. до н.э. Но если в Библии есть описание фаллической клятвы, то в ней, по-видимому, должен быть и древнеегипетский бог Амон. Действительно, он там присутствует в явном виде:
Откр. (3:14): И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия...
Греческий текст: "Kαὶ τῷ ἀγγέλῳ τῆς ἐν Λαοδικείᾳ ἐκκλησίας γράψον τάδε λέγει ὁ ἀμήν ὁ μάρτυς ὁ πιστὸς καὶ ἀληθινός ἡ ἀρχὴ τῆς κτίσεως τοῦ θεοῦ..."
Как видим, в древнегреческом "свидетель верный и истинный" именовался Амен - в точности как произносят в католической литургии в значении "быть по сему" ("да будет так", "истинно", "воистину"). Всего в Библии - в Ветхом и Новом завете - имя бога Амона (греч. Амен или русск. Аминь. ) встречается 78 раз, что свидетельствует о его огромном значении в Древности. По сути, Амон был персонификацией клятвы - он ответствовал за сказанное, подтверждая истинность речений:
"Благословен Господь Бог, Бог Израилев, един творящий чудеса, и благословенно имя славы Его вовек, и наполнится славою Его вся земля. Аминь и аминь." (Пс. 71:18).
Более того, в Библии прямым текстом говорится о "Боге истины":
"И оставите имя ваше избранным Моим для проклятия; и убьёт тебя Господь Бог, а рабов Своих назовёт иным именем, которым кто будет благословлять себя на земле, будет благословляться Богом истины; и кто будет клясться на земле, будет клясться Богом истины, - потому что прежние скорби будут забыты и сокрыты от очей Моих." (Ис. 65:15-16)
И хотя его имя в цитате не называется, нет сомнения, что это Амон (Амен) - "свидетель верный и истинный", - именем которого заверяются наиболее важные речения.
Amen