Лампочка Ильича или как все начиналось

Dec 13, 2005 23:22

Особую известность электричество приобрело за счет изобретения лампы. Еще в 1849 году лампа на вольтовой дуге была использована в Парижской опере для освещения сцены и имитации восхода солнца.

При опере была создана первая электрическая компания, которая начиная с 1855 года начала производство электрических осветителей для театров и прочих зрелищ. В 1882 году Эдисон соорудил первую электростанцию в Нью-Йорке в основном работавшую на освещение. Лампы Эдисона постепенно стали вытеснять газовые фонари Нью-Йорка и финансировались в основном муниципальным бюджетом(Ильичу было еще 12 лет). Однако, на первом этапе развития освещения Театры и Зрелища были одним из крупных заказчиков электро-осветительного оборудования. А дальше пошло-поехало. Муниципальная собственность на электросеть до сих пор остается одним из собственников, попадающим в стандартную отчетность 2005 года.

Развитие электроосвещения стало разворачиваться по нескольким линиям. Первыми эту идею подхватили крупные и средние города Америки. Многие города хотели иметь свой Бродвей, те участок центральной улицы с полным освещением. Этот участок выделял нечто необычное в мрачной квадратно-гнездовой архитектуре среднего американского города. Горожане ощущали себя частью города и патриотические чувства были на руку городским властям.

Идея общественного транспорта на базе электричества была развернута на многих улицах. История троллейбусов Америки сама по себе заслуживает детального разбора, поскольку вытеснение их автобусами и автомобилями похоже на заговор производителей нефти и двигателей внутреннего сгорания в 30-х годах. Однако, на первых этапах электрификации троллейбусные компании начали строительство городских электростанций и обеспечения частных домов избыточной электроэнергией. Вокруг троллейбусных маршрутов организовывалась целая инфраструктура развлечений и торговли, принадлежащая тем же компаниям. Интересно, что за десять лет бурного развития домашнего освещения книжный оборот библиотек увеличился в восемь раз. Вскоре троллейбусным компаниям запретили производить электроэнергию и осуществлять пассажирские и грузовые перевозки. Умные выбрали электростанции.

Развитие световой электрической рекламы выступило катализатором потребления электроэнергии. Крупные производственные компании стали вынуждены скупать световые щиты и платить за их питание, дабы не отстать от конкурентов. Электрическая реклама заняла все центральные площади городов и во многом заменила освещение. Даже сегодня, достаточно пройти ночью по Тайм Сквера, чтобы убедиться, что фонари там вобщем-то не нужны. Надо будет посмотреть, а есть ли они там на самом деле. Эффективность световой рекламы сейчас может быть поставлено под сомнение, но для того времени есть весьма показательный факт:

Однажды, Бродвейские огни были выключены на целых три ночи. Это случилось во время первой мировой, когда Нью-Йорк перешел на политику экономии топлива. Погасли рекламные щиты. В том числе и самый большой щит с рекламой жевательной резинки Вригли. Через три дня, по многочисленным просьбам трудящихся, оказавшихся бродящими во тьме по мрачным улицам Манхетена, электричество было включено. Но текст рекламы изменили. Теперь она не только призывала жевать резинку, но и выполнить гражданский долг - купить облигации государственного займа на поддержку свободы (армии). Нью-Йорк немедленно получил заявки и деньги на облигации превысившие количество выпущенных бумаг.

Previous post Next post
Up