Заблудившийся трамвай

Dec 21, 2005 22:43

Один миллион фунтов лошадиного навоза был произведен лошадьми, впряженными в основной вид городского американского транспорта в 1880 году. 100 тысяч лошадей старались над этим делом. На улицах Нью-Йорка навоз не убирался, а как бы это сказать, - выветривался.

Устройство гужевого транспорта было не совсем обычным. Повозка в виде вагона ставилась на рельсы, в повозку впрягалась лошадь и оно катилось.

Кстати, я недавно спросил одного американского кандидата наук по физике на интервью, почему едет повозка? По третьему закону Ньютона сила действия равна силе противодействия, те лошадь тянет телегу с той же силой, что и телега лошадь. А они почему-то едут. Кандидат был непростой, а с кучей печатных работ и 15 годами опыта в теоретической физике. После 15 минут размышлений и попыток, он изрек что-то про центробежную силу земли. После моего робкого замечания про силу трения, он воодушивился и начал быстро рисовать всякие картинки, но когда я спросил, может ли сила трения быть направлена вперед, он впал в следующий 15 минутный ступор. Мне стало страшно за ядерную физику, которой он занимался, и я даже временно согласился с запретом на строительство ядерных станций на территории Америки. Но вернемся к делу.

Итак, рельсы для гужевого транспорта уже лежали в городах. Осталось на них поставить что-то более скороходное. С появлением электродвигателей на них поставили трамвай. Любопытно, что американцы называют его словом trollеy (троллейбус).

Техническая история электромобиля (трамвая) выглядела примерно так:
1. Отделение транспортного средства от источника питания. Передача по рельсам 1840е
2. Навесные провода как проводник тока - 1855
3. Франк Спраг изобретает экономичные двигатель постоянного тока и патентует всю конструкцию трамвая 1887
4. Эдисон выкупает патент вместе с Франком за $750000 около 1889
5. Более 200 городов имеют разветвленную трамвайную сеть 1890.
6. Более 800 линий к 1902. Все на патенте Франка Спрага. Цена трамвая $4000

Сеть трамвайных сообщений стала настолько разветвленной, что можно было добраться из Нью-Йорка до Чикаго с несколькими пересадками.

Очень интересна ранняя история изменений социальной структуры Америки, вызванная появлением первого средства массового транзита.
Появление трамваев кардинально изменило городскую жизнь. Тезисно:
1. Разделение места проживания и места работы населения.
2. Появление крупных специализированных магазинов и супермаркетов. Выход из бизнеса многих мелких магазинов.
3. Создание крупных развлекательных центров, аттракционов, парков и тд. Зрелища начинают преобразовывать социальные слои в толпу.
4. Отделение воскресения и субботы от церкви и превращение их в дни развлечений, поездок и закупок.
5. Образование ритуала поведения в общественном транспорте. Увеличение выпуска газет.
6. Зональное расслоение населения, выделение богатых пригородов.
7. Первые транспортные забастовки, введение военного положения в местах особо активных событий.
8. Бурный рост рабочих мест, обслуживающих транспорт, выплавку и сборку трамваев, рельсов, меди, столбов и проводов.
и тд.
9. Транспорт становиться основным потребителем электроэнергии и приводит к созданию крупных конгломератов элетростанций, ориентированных на оптового потребителя.

Особенно мне кажется интересным появившаяся возможность регулярной концентрации человеческой активности вне места проживания(магазины, стадионы, парки, крупные заводы, бизнес районы). Если ранее такая концентрация была возможно только среди населения, проживающего не далее 3-4 километров от эпицентра, то теперь границы зоны притяжения сильно расширились. При средней скорости трамвая 20 км в час (1900е) Площадь человекосбора скачком возросла в 40 раз. Если добавить к этому увеличение густоты проживания, мы получаем качественное изменение условий жизни и работы.

Несколько бизнес фактов:
Стоимость проезда при любой длительности с пересадками 5 центов в течении десятилетий не менялась до 1940х.
В эпоху бурного роста содержание линии приносило около 60% прибыли
Средний труженик тратил на проезд около 20% своей годовой зарплаты.

ToDo: Надо бы дописать:
- историю трансформации прав собственности на трамвайные лини и облсуживающие их электростанции. Борьбу частных компаний, муниципалитетов и федералов.
- куда все подевалось - заговор автомобильных заводов и нефтяников или экономическая бесперспективность
- создание метро в нью-йорке. Запрет на навесные провода мером Хью Грантом в 1904.
- грузовые перевозки на трамваях около 20% всех трамвайных маршрутов.
- Технические и экономические различия в поездах (паровозах) и трамваях-троллейбусах
- На трамвайных компаниях впервые начинает отрабатываться федеральная схема тарифного регулирования, которая дальше переноситься на производство и поставки электоэнергии.
Previous post Next post
Up