В конце июля 2024 года в рамках посещения Тамбовщины аа13_99 обкатал кусочек Богоявленско-Челновской тепловозной однопутки.
Спустя два часа после того, как дневная ЭП2ДМ доставила меня до Пристенского мозаичного вокзальчика, я залез в вечернюю кукушку.
Салон кукушки.
В процессе своего стремительного пути, лежавшего по Дороге Мужества, она заполнялась пассажирами. Сойдя с неё, я прошёлся пустынным берегом Оскольца.
Кукушка.
Потом к 66-й платформе из столицы меловых холмов пришла РА3. С её помощью я очутился в ночной столице Черноземья и залез в пассажирский поезд, шедший из столицы Чечни (Грозный) до Белокаменной, тянувший за собой Столыпинский вагон.
На станции Мичуринск-Воронежский.
По прибытию на Козловский узел мне требовалось дойтить до главной жедэхи Мичуринского городка и залезть в первую ЭД9М, шедшую до Ряжского узла.
Салон электропоезда ЭД9М.
Она доставила меня до Первомайского райцентра, где находится Богоявленский узел. Спустя полтора часа из столицы Тамбовщины пришла РА1.
На неё тут же набросились дачники. Контра раздала всем билетики. После смены рабочей кабины оживлённый Казанский ход остался позади. Первая остановка на глухой ветке была по платформе 8-й километр. По ней сошли все дачники, и РА1 почти опустела.
Богоявленско-Челновская тепловозная однопутка, протяжённость которой составляет 85 километров, была проложена в последнем десятилетии ХIX века по инициативе и на средства графа Александра Бенкендорфа. В Сосновском райцентре Тамбовщины тот имел обширное поместье, а в окрестностях у него были земельные угодья. Главной задачей данной ветки являлась и является вывоз продукции Тамбовской чёрной земли. До 90-х на ней имелось и активное пассажирское движение.
После платформы 8-й километр РА1 тормознулась по платформе 9-й километр. Там уже никто не вышел и не зашёл. Далее маршрутом предусмотрены платформы 12-й и 18-й километр. Но в населённых пунктах нигого не осталось. И те платформы дизель-поезд прошёл без остановки.
Переезд.
Неподалёку от Староюрьево есть село. В нём находилось имение публициста и просветителя Александра Ивановича Новикова, на чьи средства был проложен участок Богоявленск - Старое Юрьево.
Село Новиково.
По бывшей промежуточной станции Новиково тоже никто не вышел и не зашёл. А остановочный павильон, выполненный из кирпича, больше напоминает руины.
Платформа Новиково.
Дойдя до конечной станции и высадив оставшихся пассажиров, РА1 замерла в ожидании своего обратного вечернего рейса до столицы Тамбовщины. Приходит она сюда с мая по октябрь, но и то не каждый день.
Станция Старое Юрьево. Юго-Восточная ж. д.
А до начала десятых пассажирское сообщение было регулярным, и осуществлялось оно до тупиковой станции Челновая, что в соседнем Сосновском райцентре. В 2014 году заместо РА1 этой веткой ходил зелёный вагончик с серо-красной чмухой.
Максимка. Фото из интернета.
Назывался тот покойный пригородный не кукушка, а максимка. По первой версии, когда-то поезд Богоявленск - Челновая водил именной паровоз «Максим Горький». По второй, данное народное прозвище произошло от паровоза серии «М». Третья версия гласит о том, что машиниста паровоза, много лет работавшего с тем поездом, звали Максим. По четвёртой версии, в первые годы СССР вагоны, по мнению пассажиров, были некомфортными, и те говорили: «Наш путь в вагонах горький, как жизнь Максима Горького».
Глухие ветки железнодорожным любителям интересны не только своей историей. Такие люди видят в этих ветках что-то необычное, забытое и родное. Идя в центр Староюрьевского села, я прошёлся по заросшим деревянным шпалам. Они слегка пахли битумом.
На станции Старое Юрьево.
Последний раз этот запах я слышал в 2017 году в ЮВЖДебрях на станции Горшечное. А по деревянным шпалам последний раз ходил в Кшени 15 лет тому назад и ещё в Волчанске. Пока к зелёным вагончикам, приходившим из столицы меловых холмов, шли голубые Купянские вагончики. Вот это времена были!
На станции Старое Юрьево.
На станции Старое Юрьево.
На главном пути и на некоторых дополнительных путях шпалы были железобетонные. Присутствовал и новый щебень.
У насыпи.
Очутившись на бетонке, я дошёл до околицы.
Околица.
Далее на моём пути был Староюрьевский переезд.
Переезд.
За ним есть футбольное поле. У него паслись чьи-то козы. И стояла какая-то заброшка. Зайдя в неё, можно взять что-нибудь тяжёлое и разбить в ней все стёкла))).
Заброшка.
Но на это нашлись местные специалисты в данной отрасли))). Я же, продолжая поиски дороги, ведущей до центра, нашёл Лесной Воронеж.
Река Лесной Воронеж.
Длина данной речушки, протекающей по территориям Рязанщины и Тамбовщины, составляет 164 километра. Она является одним из притоков реки Воронеж, образующей Воронежское море.
В центре Староюрьевского села мне встретился базар образца 90-х. Местные и жители окрестных населённых пунктов на нём активно скупались.
Скульптура.
Мемориал.
Я же, посетив Магнит, нашёл парк. В нём решил сделать привал. И тут ко мне подходит его пушистый обитатель и просит чего-нибудь пождрать.
На лавочке.
Я не пожалел для него своей электричкерской пайки. Дал ему сосиску. Схавав её, тот довольный спрятался за листьями дерева.
Пушистый обитатель Староюрьевского парка.
Я же, зарядившись никотином, перешёл на другую лавочку.
В. И. Ленин.
Всё, что мне оставалось делать - это прятаться от июльского солнцепёка и выжидать время отправления обратной РА1. По моему возвращению на станцию она везла меня до главной жедэхи Мичуринского городка.
Станция Мичуринск-Уральский. Юго-Восточная ж. д.
Переходя с тупиковой станции Мичуринск-Уральский на узловую станцию Мичуринск-Воронежский, я посетил парк Победы.
Парк Победы.
Впервые проехал в скоростном двухэтажном поезде. Идя от Белокаменной, он доставил меня до ночной столицы Черноземья. От неё до Касторенского узла я добирался пассажирским поездом Адлер - Калининград.
На станции Касторная-Курская.
Вернувшись от Касторной-Новой, ночная РА1 везла меня в утреннюю столицу Соловьиного края. Далее до столицы меловых холмов я ехал одной из Отрожских ЭП2Д.
Билетики.