Ура! Наконец-то это свершилось! В последний день осени 2024 года аа13_99 посетил одно из таинственных мест Воронежского Черноземья.
Первая попытка добраться до мёртвого Мостищенского хутора мной была предпринята ещё
в начале сентября. В середине октября была
вторая попытка. С тем, что
в начале ноября это сделать у меня почти получилось. Оставалось только дождаться, когда подморозит и грунтовки станут легкопроходимыми.
Заполнившись пассажирами, Отрожская ЭП2Д шла до Пристенского мозаичного вокзальчика. Спустя два с половиной часа из столицы меловых холмов пришла другая Отрожская ЭП2Д. Разминувшись с ЭД4М, она доставила меня до столицы Соловьиного края.
С тупикового 11-го пути я прошёл на седьмой путь. Встретив РА1, вернувшуюся из Ливенского городка, увиделся со знакомым контром. Его рабочий день близился к концу. Сдав в кассу выручку, он шёл на обед. Я же, перекинувшись с ним парой слов, направился в Магнит.
РА1, вернувшаяся из Ливенского городка, везла меня до Касторенского узла. По утру, возвращаясь в столицу Соловьиного края, она разминулась с одной из Отрожских РА2, шедшей до Чернозёмной столицы.
От станции Касторенского направления мой путь лежал до юго-западной автостанции. Автобус, подобный Венгерскому Икарусу, шедший до Россоши, высадил меня в Острогожском городке. Не сруби меня, идти по обочине Луганской трассы, что заняло полчаса, не пришлось бы.
Тормознув с первой попытки легковой автомобиль, через минут десять я очутился в бывшем Коротоякском городке. От него до мёртвого Мостищенского хутора мне предстояло пройти семь километров.
В. И. Ленин.
Миновав поворот на хутор Гостинный, я шёл по обледенелой грунтовке, которой сменилась бетонка.
Грунтовка.
У поворота на хутор Аверино повстречал памятник герою Советского Союза Игорю Владимировичу Панганису. Здесь 15 августа 1942 года, взяв связку гранат, он бросился под фашистский танк и подорвал его.
И. В. Панганис.
В скором времени на моём пути был поворот на хутор Мостище.
Изморозь. Грунтовка на Мостище.
Двигаясь по узкой грунтовке, покрытой изморозью, я увидел внедорожник с золотым крестом на решётке радиатора и с открытым капотом. У него лопнул патрубок, и владелец, ожидая подмоги, в телефонном разговоре с кем-то сказал, что ещё нужно пять литров антифризу.
Примерно в двух километрах от Мостища в конце 80-х был откопан лабиринт. Он имел форму овала размерами 26 на 38 метров и был выстроен из меловых камней.
Мостищенский лабиринт.
Сегодня это мог быть памятник археологии эпохи бронзы. Но местные стали растаскивать камни, в результате чего как тот лабиринт откопали, так его и закопали. В память о нём остался лишь холм с живописными видами.
Вид с холма.
Вид с холма.
Вид с холма.
Сам же Мостищенский хутор расположен в низине вблизи реки Потудань, что берёт своё начало от батьки-Дона.
Грунтовка на Мостище.
Основан он был в 20-х годах прошлого столетия переселенцами из бывшего Коротоякского городка Коптевыми, Ждановыми и Деревщиковыми. В бытность колхоза «Красный Дон» в нём проживало от 350-ти до 400-сот человек. Но в «перестройку» колхоза не стало. Коммунисты, пропив нашу Русь на корню, бетонку в низину так и не проложили, (почему она и заканчивается у поворота на Гостинный). И хутор стал вымирать.
На сегодняшний день в Мостище нет ни единого жителя. Некоторые дома в нём могут быть переделаны под дачи. Но в ближайшее время данный населённый пункт может полностью уйти в небытие и исчезнуть с карт. А ведь он тоже мог быть памятником старины.
Мостищенский хутор имел три улицы: Панганиса, Клубная и Речная. Ещё на нём было три переулка: Верхний, Меловой и Ларкин. Если верить Яндексовским картам, сохранились из них только Панганиса (и то часть её) Клубная, Речная и Ларкин.
Остатки улицы Речная.
Сойдя с Речной улицы, я нашёл руины фундамента.
Руины фундамента. Ул. Речная.
Чуть дальше в зарослях спрятались руины чьего-то дома.
Руины дома. Ул. Речная.
Проникновение в них выявило обрушение крыши.
Руины дома. Ул. Речная.
А крыши в пору основания Мостища покрывались камышом, растущим в пойме Потудани. Стены домов тоже сплетались из него и обмазывались глиной.
С точки зрения жизнедеятельности данная технология давала тепло зимой, прохладу летом, водонепроницаемость в непогоду и отсутствие выделения каких либо вредных веществ, негативно влияющих на организм человека. Но с точки зрения пожарной безопасности, если, скажем, произошло короткое замыкание, пьяный уснул с зажжённой сигаретой или переклинило и нарочно подпалил диван, чтоб дом никому не достался, это давало хорошее горение.
Руины дома. Ларкин пер.
На Ларкином переулке в чьём-то дворе растёт ель.
Руины дома и ель. Ларкин пер.
Зайдя в один из домов, я нашёл кучу старых газет, остатки печи, шкаф, диван и отрывные календари на 1994-й и на 1997-й годы. В те золотые времена аа13_99 ещё и в проекте не было, а дом, наверное, уже был покинут.
Руины дома. Ул. Панганиса.
Даже вспомнился дом моей покойной бабушки, похороненной на ныне далёкой Харьковщине. Он был вырублен из дуба и обложен красным кирпичом. Чтоб в нём зимой было тепло, нужно было целый день топить печку. Этим я и занимался, когда зелёные и голубые вагончики привозили нас с мамой туда. Помню, любил на лежанку залазить. Один раз лежал на ней, дёргался и нечаянно отбил ногой кусок штукатурки))). Теперь же в том доме примерно то же самое. И дороги туда, к сожалению, нет.
Когда-то в Мостище была школа.
Руины школы. Ул. Клубная.
Руины дома. Ул. Клубная.
Был и магазин.
Руины магазина. Ул. Панганиса.
Руины магазина. Ул. Панганиса.
Зайдя в ещё один дом, я нашёл инструкцию по эксплуатации велосипеда и несколько инструкций к старым телевизорам.
Руины дома. Ул. Панганиса.
На улице Панганиса сохранились деревянные электрические столбы с Советскими фонарями.
Остатки улицы Панганиса.
Руины дома. Ул. Панганиса.
Руины дома. Ул. Панганиса.
Вернувшись в бывший Коротоякский городок, я зашёл в Пятёрочку, после чего вечерним пазиком добрался до Острогожского городка. Очутившись на станции, дождался ЭД9М. После возвращения на Лискинский узел ей предстояло идти на родину подсолнечного масла и ночевать там.
В вокзале дальнего следования отопления всё так же не было. Но я, ранее ночуя по станции Лиски, забыл о том, что ещё есть пригородный вокзал. Он тоже оснащён безпоручневыми лавками. Минус в том, что их там не так много, как в вокзале дальнего следования. Но для удобства вдальрайдеров батарея там живая. Плюс нет телевизора.
Поужинав, встретив последнюю ЭП3Д, пришедшую из столицы Черноземья, и почистив зубы в сортире, я лёг почивать. Изначально проснулся в начале третьего утра, потом в начале четвёртого. В без двадцати четыре пришло время подниматься. До первой волновой элки у меня оставалось больше часа.
Позавтрикав и вновь почистив зубы в сортире, я направился к тупиковым путям. Одна ЭД9М готовилась засылаться в Сагуны. Другой предстояло идти до Таловой. Третья же везла меня в Чернозёмную столицу.
Перейдя с главного вокзала на станцию Касторенского направления, я забрался в утреннюю РА2. В наследство от зелёных вагончиков покойного пригородного, связывавшего столицу меловых холмов с ныне далёким Волчанском, ей достались рёбра жёсткости. В течение прямой волны эта же РА2 везла меня от Касторенского узла до Чернозёмной столицы.
Дизель-поезд Воронеж - Касторная-Курская.
По станции Курбатово, пропуская воскресную РА3, она вновь дала мне возможность взять тёплого Курбатовского хлеба. А через несколько минут после её прибытия на конечную станцию, на первый путь пришла дневная РА1. Продолжая мою обратную волну, она забилась людьми под завязку.
В столице Соловьиного края меня встретил знакомый контр, с которым мы виделись в течение прямой волны. На восьмой путь подалась одна из Новомосковских ЭД4М. Ей предстояло идти до столицы Орловщины. А меня до столицы меловых холмов везла одна из Отрожских ЭП2Д, что возвращалась из Поныровского райцентра.