о школе в негативных тонах

Sep 09, 2011 12:07

Настала осень, но особой радости нет, хотя отступила изматывающая жара и слепящее солнце. Осень в моем и заочно во множестве других, восприятиях, надолго загублена тем чувством изъятия свободы, которым и характеризуется конец каникул и наступление школьной поры. Я никогда не любил школу и учебу. Мой не рядовой лицей нельзя было упрекнуть в отсутствии хороших и прекрасных учителей, но каков бы ни был учитель, система образования, которую я позже несомненно начал называть тоталитарной, дает мало возможности для творческого образования и собственно творческого сознания. Гнет нормативов и рубежное измерение успеваемости, а равно как и чрезмерные объемы информации, отнимают у хорошего педагога время на внесение в процесс "закармливания знаниями" творческой составляющей - количество убивает другие стороны знания. Возможно именно в следствии убогости и серости механизмов обучения и очевидной, для меня, их латентной вредительской природы, я возжелал сам стать педагогом и вернувшись в школу, дать бой этому безобразию. Но даже не слишком продолжительное соприкосновение с этой системой, еще в пору практики в процессе обучения, уничтожило все мои иллюзии на тему противоборства с ней. Я отступил, с той дороги которую я наметил в преподавании, нельзя было сойти, справа и слева она была хорошо укреплена высокими заборами с вышками и колючей проволокой, а надзиратели, в роли которых выступала "старая гвардия" школьных училок, была в состоянии перемолоть новичка любой степени крепости, упертости. В последствии, когда же мне довелось вернуться в учебное заведение в другой роли и с другими возможностями, я уже был безвреден и не вызывал защитной реакции у педагогической братии, психолог в школе это что-то инородное ей, он не учит, его предмет не входит в пул обязательных, его манера и формы преподавания, да и предмет, если быть откровенным, в сознании как педагогов так и родителей, есть забава, развлечение, психологией хорошо закрываются окна в расписании и ее можно запросто урезать в угоду профильным предметам. Я в некотором роде наблюдатель и сторонний зритель, творящейся на моих глазах "воспитательной работы" все еще ведущейся по старым правилам и что самое неприятное, создающей все тех же людей с совковым сознанием и домодернистстким, какой там до постмодернизма, восприятием реальности. Я думаю хорошее качество советского образования объяснялось меньшим объемом, тем самым большим временем усвоения, не более того, ведь ничего, ровным счетом ничего не изменилось, а качество знаний у школьников, как говорят, упало. Правда у меня есть сомнения доверять "советской" статистике, которая всегда констатировала "правильное", нужные результаты.

Школа все еще "убивает" нивелируя, тех, кого после назовут креативными и мыслящими парадоксально, записывая их в неудачники. Множество тех, кого стоило бы ставить на путь знаний, школа научает ненавидеть эти формалистские знания. Школа, и я в этом уверен, в том ее виде, что мы знаем, способна обучать лишь тех, запас когнитивных способностей которых, гораздо выше, чем жесткие требования стандартов, они легко соглашаются на временное вместилище в себя множество ненужного, бесполезного, непонятного, вот последнее особенно важно, школа напичкивает ненужными знаниями, которые улетучиваются из памяти бесследно и результат этого, сродни ненависти к манной каше, которой давятся дети и ненавидят взрослые. Я не стану отрицать, что процесс образования есть труд, временами тяжелый труд изменения себя, но как его можно требовать от неосознавающего это человека, дескать терпи оно позже пригодится, родители имеют на это полномочия - решать какое будущее они хотят детям, именно свое будущее, увы совсем не то, о чем могут мечтать их дети. Многие терпят и дальше и в высшей школе терпят, когда получают образования просто так, за ради нужно, потом они терпят на работе, которая им не нравится, терпят болезни, когда их надо лечить и терпят дурных правителей, которым не место во главе страны. Нынешняя школа, реформированная или нет, есть кузнеца кадров для определенного типа государства, я вряд ли сильно ошибусь, если скажу, что в тоталитарном государстве должна быть тоталитарная школа, какова корреляция и механизмы этих двух институтов разговор отдельный, но заранее скажу, что не прямолинейная и односторонняя эта связь.
Если все же взяться резюмировать мои рассуждения, не путать с размышлениями, то я считал и считаю, что порча людей все так же продолжается, консерватизм оберегающий от необдуманного уже стал вредительским, он оберегает от нового и необходимого, реальная жизнь и школьная жизнь различаются разительно, к чему же тогда готовит последняя? к мифическим условиям...
Школа несомненно должна заниматься именно и главным образом формированием умений у человека, сознания и мировоззрения, ибо знания устаревают с чудовищной скоростью, а глубина базовых понятий не всегда требуется фундаментальной, знания нужны для чего-то, а не для абстрактных суждений об абстракциях в абстрактной жизни.
Если коррупцию можно победить только "Грузинским методом" выгнав всех и набрав заново, то и систему образования нужно менять сходным образом, ибо перековать несгибаемую гвардию поседевших преподавателей задача невозможная, сухое только ломается, но не гнется. А те кто спасся, валят из этого унылого государства, быть может это и есть путь вырождения, а новую Россию создадут дети Узбеков и Таджиков, Китайцев, свежая кровь избежавшая архетипов русско-советского тоталитаризма, воспримет свободу по достоинству...
Previous post Next post
Up