Кольский транс 2. Многоликая Умба. Часть 1.

Jan 08, 2022 14:38


Пролог.

17.08.2021 г. День первый.

Заполярье встретило нас прохладно. Ощупав разомлевшие в поезде тела бодреньким ветерком температурой +10, хмурое небо скептически воззрилось на наши неприлично загорелые физиономии и торчащие из шорт голые ноги. Хмурая бровь дождевой тучи изогнулась в вопросе: «А вы знаете куда попали, курортнички?». «Знаем-знаем. Не впервой!» - подмигнули мы в ответ. Именно об этом и мечтали все три месяца невыносимо жаркого лета, не иначе, как накарканного Гретой Тунберг. Так что, ветер не смог сдуть с наших лиц счастливые улыбки, лишь прогнал по плечам табунок мурашек, поскакавших греться под тёплые спины рюкзаков.

Мы вышли из поезда в Кандалакше. Это самый южный приморский городок... на Кольском полуострове. Стоит, как и Питер, на берегу залива. Только не Финского, а Кандалакшского. И река протекает похожая - Нива. История у города древняя, первое упоминание - 1517 год. Но считается, что новгородцы поселились тут уже в XI веке, а вообще, люди живут, как минимум, 7 тысяч лет. Хорошее, видно, место. Увы, на вдумчивое знакомство времени нет, до автобуса всего час. Обстоятельно сегодня будем знакомиться с Умбой и Белым морем.





Автобусная остановка, где планировалось сесть на автобус №222 Кандалакша-Умба (№223, если заходит в Варзугу) находится рядом с вокзалом. Желая удостовериться в актуальности найденного в интернете расписания, мы обследовали павильончик со всех сторон. Некоторые из обнаруженных надписей посылали в определённом направлении, но ни одна не имела отношения к автобусам. Кружение вокруг остановки привлекло внимание местного таксиста. Я напрягся, в соседнем Оленегорске таксисты имеют обыкновение переманивать клиентов, сообщая, что маршрутки в Ревду, якобы, отменены. Но здешний бомбила не стал прибегать к столь агрессивному маркетингу. Получив отказ, он хмуро, но честно буркнул, что автобус придёт вовремя и остановится именно здесь. Так и случилось.

Автобус оказался удлинённой маршруткой без багажного отделения. С трудом протискивая по узкому проходу не такие уж и пухлые рюкзаки, я радовался, что хотя бы лодка сейчас не с нами, а путешествует параллельным курсом в заботливых руках Почты России.

Тесные объятья самолётного кресла пробудили воспоминание о поездке в такой же маршрутке по трассе Мурманск-Титовка. Тогда бесчисленные повороты и горки стали тяжёлым испытанием для наших с Юлей вестибулярных аппаратов. После этого «Драмина» прописалась в походной аптечке на постоянной основе, но вот сама аптечка сейчас покоилась где-то в недрах рюкзака. Змея нехорошего предчувствия зашевелилась под ложечкой и, для пробы, слегка пожамкала напрягшийся желудок. Сглотнув, я осторожно спросил у водителя извилистая ли предстоит дорога. Узнав, с какой целью интересуюсь, тот проявил трогательную заботу (это не ирония, спасибо ему огромное!) и усадил Юлю на блатное переднее сиденье. Я пристроился за её спиной, утешаясь мыслью, что капюшон Юлиной ветровки расположен очень удобно на случай, если срочно понадобится какая-нибудь ёмкость.

К счастью, не понадобилась. Дорога заняла чуть больше полутора часов, оказалась совсем не муторной и очень красивой. Особенно, первая её половина. То и дело выныривала из леса на вершины сопок, демонстрируя шикарные виды на острова и шхеры Кандалакшского залива. Сразу захотелось пройтись здесь пешочком или на велике и рассмотреть всё подробнее. Но это в другой раз.

И вот она Умба - древнейшее поморское поселение на Кольском полуострове. Первое упоминание - 1466 год. Воображение рисовало седые столетние избы, деревянные карбасы, развешенные всюду сети и суровых, но добрых внутри поморов, с северной неторопливостью расхаживающих по деревянным тротуарам. Вместо этого, автобус остановился посреди классического советского «посёлка городского типа», с вездесущими панельными пятиэтажками. Из ожидаемого, присутствовали только суровые, по случаю раннего утра, лица местных жителей.

На самом деле место, куда приходит автобус, не смотря на официальное название, это не совсем та Умба. Вернее, даже, совсем не та, а посёлок, называвшийся до 1967 года Лесной. А ещё раньше - Беляевский Завод. Не имея к древнему поморскому селу никакого отношения, он возник в 1898 году вокруг лесопильного завода «Товарищества Беляева». Соответственно, жили здесь не рыбаки поморы, а сезонные рабочие лесозаготовители. Разница чувствуется до сих пор. Вопреки общему названию и близкому расположению, деревня Умба (Старая Умба) и посёлок Умба - это совершенно разные по виду и по духу места.

Мы вышли из автобуса и встали, удивлённо озираясь. Где же столетние избы, карбасы и всё такое? Заметив наше замешательство подошёл водитель. Объяснил где тут что и рассказал парочку местных баек. Хороший человек!

Тем временем, мимо прошествовали двое местных жителей. Они шагали по асфальту, как по штормящему морю - кренясь на разные борта и рыская переменными галсами. «Поморы!» - подумали мы уважительно. «Алконавты!» - разочаровал водитель. Парочка держала курс на небольшой ларёк и достигнув цели, устало привалилась к жестяным стенам, в попытке унять качку мирозданья. Поддавшись стереотипу, я решил, что в столь ранний час их мог привлечь только источник огненной воды. И ошибся. В ларьке продавался свежий хлеб. Положив в авоськи по буханке и трогательно просветлев лицами, псевдомореходы тем же неустойчивым аллюром побрели прочь, а у ларька уже выстроилась небольшая очередь.

Так мы познакомились с предметом местного культа. Нет, это не алкоголь. И даже не рыба, как можно было ожидать. А свежая выпечка! Хлеб и пирожки с разнообразными начинками пекут в местных пекарнях, каждое утро развозят по всем магазинам и специальным ларькам, а к обеду уже полностью раскупают.

Добрая женщина-кондуктор из нашего автобуса послала нас подальше... от ларька. В магазинчик, где продавались ещё более вкусные, по её мнению, пирожки. Мы углубились во дворы пятиэтажек и попали в настоящий цветник. Весьма неожиданно увидеть такое буйство растительной жизни за полярным кругом.





Пирожки оказались вкуснейшими! Вполне достойными культа. Затолкав в рюкзаки стратегический запас произведений хлебопекарного искусства, с расчётом на ужин (вечером пирожков уже не купишь), пошли искать место, где можно полноценно позавтракать.

Не смотря на внушительные размеры посёлка, кафе тут всего одно*. Называется «Кулинария». Адрес примерно такой: Беломорская улица, дом 13¾ (как платформа 9¾, только сквозь колонну проходить не надо). Примерно, так как на самом здании номера нет, а на Якартах нет и самого здания, но в магической реальности оно стоит между домами 13 и 19 (дома 15 и 17 отсутствуют, зато рядом есть ещё 7 и 27А). И всё это находится не на самой Беломорской улице, а на отходящем от неё безымянном переулке. Такая вот тут интересная география. График работы причудливо скользит между свадьбами, поминками и туристическими группами, а в отсутствии таковых, обрывается незадолго после обеда. Зато, если уж повезёт найти это место и застать его открытым, попадаешь... нет, не в обеденный зал Хогвардса, к сожалению, но во вполне уютную кафешку, где кормят вкусно, сытно и недорого.

  • *Примечание: На самом деле, есть ещё несколько, но мы тогда этого не знали. Как не знал, видимо, и водитель автобуса, указавший нам дорогу.

Гулять по Умбе весьма увлекательно. Улицы, по карте почти прямые, на самом деле всё время куда-то поворачивают, спускаются или поднимаются. Густая зелень закрывает перспективу, а некоторые объекты скрывает целиком.



Ходишь словно по лабиринту с кучей закоулков. Улицы, дома, церкви и даже море тут открываются внезапно, только когда подходишь к ним вплотную. «Умба» - в переводе с саамского означает - нечто скрытое. Очень подходящее название.







Прямо из вполне цивильного района главная улица без предупреждения нырнула в густой лес. Тротуар отделился и, встав на невысокие опоры, пошёл прямо через чащу. Навигатор утверждал, что мы в центре посёлка, но вокруг стояли вековые ёлки и росли грибы.



Тротуар улицы Дзержинского.



Тротуар улицы Дзержинского.

Когда-то он, наверное, был деревянным и выглядел ещё круче. Но даже по такому идти очень прикольно.

Есть в Умбе и храм, знакомого по Териберке, «домашнего» типа.



От всех этих поворотов и неожиданностей я малость потерял ориентировку и шёл, уткнувшись носом в навигатор. Сильно заблудиться тут, конечно, негде - с трёх сторон море. Посёлок расположена на этакой «вилке», нарезанной в материке тремя узкими длинными губами (заливами) - Умбской, Малой Пирьей и Большой Пирьей. Ширина промежутков - «зубцов» меньше километра, а длина 4 с небольшим.

Но, чтобы туристы не блудили и не заблуждались, для них прямо на улице установлены большие карты Беломорья и Умбы.



Карты весьма схематичные, зато очень вдохновляющие. Испещрённый значками достопримечательностей Терский берег поманил к себе со страшной силой. Но мы устояли. Пока.

В Умбе в четыре раза больше музеев, чем заведений общепита. На одну «Кулинарию» четыре музея!* И это не считая Старой Умбы, которая вся, можно сказать - музей. Такая вот культурная столица.

  • *Примечание: Сейчас на карте отмечены 4 кафе, так что 1х1. Но это тоже очень неплохо.

«Музей Поморского быта» сегодня выходной, «Музей камня» и «Литературный музей Д.М.Балашова» не по пути. Кстати, Д.М.Балашов, это составитель сборника «Сказки Терского берега Белого моря». Остаётся выставочный зал «Петроглифы Канозера». К нему, как раз, вывел чудесный лесной тротуар улицы Дзержинского.

Экспозиция весьма современная и технологичная. Оригинальных экспонатов нет, их успешно заменяют качественные фотографии, схемы и макеты. Это хорошо на самом деле. Приходилось видеть живьём Беломорские и Онежские петроглифы. Могу сказать, что на фотках они выглядят и читаются не в пример лучше. В реальности надо ещё с освещением и погодой угадать, а то можно и не разглядеть ничего.

Петроглифы - примитивные по стилю изображения, выбитые на плоских поверхностях скал и больших валунов. Глубина выбоин всего несколько миллиметров и при равномерном пасмурном освещении, рисунок виден очень плохо. Оптимально для просмотра солнечное утро или вечер, когда лучи ложатся косо. Техника нанесения проста. Требуется небольшой треугольный кусочек твёрдого кварца в качестве резца и камушек побольше в качестве молотка. Сиди, долби, было бы время. Говорят, немного поднаторев, можно выбить средний петроглиф за несколько часов.

Большие скопления петроглифов найдены в Карелии на Онежском озере - мысе Бесов Нос, недалеко от Беломорска и здесь, на Канозере. Также, они встречаются в Скандинавии и ещё кое-где. На самом деле, площадок с петроглифами, скорее всего, гораздо больше, но большинство из них успели покрыться слоем почвы и зарасти лесом за 4 (по другим данным 6) тысяч лет. Обнаружить их теперь можно только случайно. Что за народ так увлекался гравюрами по граниту доподлинно неизвестно. Подписать свои творения они не удосужились. В углу зала стоит чучелко аборигена в мехах с копьём-палкой для скандинавской ходьбы. Археологи считают, что древние скалографисты могли выглядеть именно так.

Попасть на Канозеро и увидеть оригиналы можно только на вертолёте, специально подготовленной вездеходной технике или сплавившись по реке Умбе на лодке. Удовольствие не из дешёвых. Так что, сделать выставку в доступном для посещения месте - очень хорошая идея.

Но самое интересное в этом музее - экскурсовод. Женщина-антрополог рассказывала о неведомом древнем народе очень вдохновенно и находила глубокие философские смыслы в простеньких, на непросвещённый взгляд, картинках. Это завораживало и наполняло благоговением перед образами загадочных пращуров.

Однако, когда чары этнографического энтузиазма немного развеялись, меня вновь, как в своё время в Беломорске, одолел скепсис. Может, конечно, глубокий смысл и закладывался в эти произведения, но как-то не верится, что взрослый человек, пусть даже доисторический, решив донести до потомков некую важную идею или запечатлеть историческое событие, станет долбить это всё абы как, и прямо поверх уже имеющихся картинок. Подозреваю, что эти рисунки не зря похожи на детские, они детские и есть. Современные детишки тоже очень любят рисовать и всех задалбывать. Возможно, в древности они умели совмещать эти увлечения и применять их к бессловесным скалам, а не к своим родителям. Выбирали себе страничку «Вграните» и вперёд. «Это мама, это папа, это дядя шаман, а это наш кот лось...». Этим же объясняется и избыточное внимание к изображению половых признаков, которое и сейчас можно заметить в настенном подростковом творчестве. Но это лишь моё личное непрофессиональное мнение. Историки вряд ли со мной согласятся. Ведь гораздо приятнее думать, что изучаешь тайные письмена исчезнувшей цивилизации, нежели детские шалости. ;)

После музея мы вышли к мосту через Малую Пирью губу. По воде в сторону пристани неспешно двигалась забавная конструкция, похожая на колонию муравьёв во время наводнения. Судя по расслабленным позам и отсутствию энтузиазма на лицах, туристы водники завершали своё путешествие. Вот у них был шанс полюбоваться петроглифами вживую.



А вдали впервые показался кусочек Белого моря.



Губа Малая Пирья.

Второй «зубец» умбской вилки застроен частными домами, да и то, лишь частично. Яндекскарты называют этот квартал «Старая Умба», хотя, в действительности, старая Умба не здесь, а дальше, на берегу реки. Улица называется прикольно - 8 Марта. Но ещё более прикольно, что вдоль заборов и между деревьями стали попадаться кусты малины с очень сладкими и ароматными ягодами. Почему-то я не ожидал встретить малину так далеко на севере. И вообще, мы с Юлей уже смирились с мыслью, что в этом году останемся без ягод. В Ленобласти выжженные засухой леса не народили этим летом даже комаров, не говоря уже о грибах и ягодах. Как с этим в Мурманской мы ещё не знали, но морошка - предмет Юлиного вожделения, по-любому давно отошла. Оставалась лишь робкая надежда на чернику, а тут такой сюрприз!





Умба. Улица 8-Марта.

Малая Пирья губа очень похожа на реку и вода в ней очень чистая и прозрачная, но солёная.  Голубой ларёк это источник питьевой воды.



Здешние сторожевые собаки продемонстрировали истинно северную невозмутимость. Ни один взлай не нарушил тишину, пока мы проходили по деревенской улице. Казалось полуприкрытые собачьи глаза говорят: «Заходи кто хочешь, бери что хочешь. Только дверь прикрыть не забудь, чтоб медведь не залез…»  Но проверять я бы не советовал.



В настоящую Старую Умбу (которую Яндекс называет «Правый берег») ведёт Умбская улица. Она пересекает полуостров и проходит мимо озера Питьевого, которое на карте OSM, почему-то, названо «Озеро МРС». Чуть дальше есть озеро Марёс, похоже, составители карты их маленько перепутали.



На жёлтом щите написано, что чистить рыбу здесь запрещено. Отсюда действительно качают питьевую воду.

Продолжение.

пеший поход, Умба, Мурманская область, Белое море

Previous post Next post
Up