Удалось ознакомиться с проектом концепции федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016 - 2020 годы и на период до 2025 года». Смотрел, конечно, под местечковым углом зрения: как эта федеральная программа затронет Красноярск. А она его затрагивает. Речь идет, конечно же, о могильнике радиоактивных отходов (РАО) под нашим миллионным городом.
При подготовке концепции ФЦП разработчиками были проанализированы три основных сценария решения проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности: инерционный (пессимистический) сценарий, базовый сценарий (сценарий гарантированного решения проблем) и сценарий интенсивного решения проблем.
В наихудшем для атомщиков инерционном сценарии все равно предусматривается «строительство пускового комплекса пункта захоронения высокоактивных радиоактивных отходов (Красноярский край, Нижне-Канский массив)». В базовом и интенсивном вместо пускового комплекса речь идет о создании (= вводе в эксплуатацию) всего глубинного пункта захоронения РАО в Красноярском крае.
То есть, грубо говоря, радиоактивный могильник под Красноярском будут строить даже при самом пессимистичном сценарии (минимальном финансировании из федерального бюджета).
В интенсивном сценарии, кстати, добавляется еще одна «вишенка на торт» - проектирование и постройка завода РТ-2 по переработке ОЯТ мощностью 750 тонн в год. Тот самый завод РТ-2, строительство которого было заморожено из-за протестов красноярцев еще в конце восьмидесятых годов прошлого века.
Что касается сроков выполнения работ. На первом этапе (2016-2020 годы) предполагается создание пускового комплекса пункта захоронения глубинного типа (= могильника высокоактивных РАО под Красноярском). На втором этапе (2021-2025 годы) предполагается завершить строительство опытно-промышленного объекта окончательной изоляции высокоактивных радиоактивных отходов (могильника под Красноярском).
Теперь о деньгах. Разработчики ФЦП особо подчеркивают низкие удельные затрататы на решение проблем ядерного наследия (0,7 млрд долларов на 1% наследия) в сравнении с соответствующими расходами других государств (США - 4,5 млрд долларов на 1% при сопоставимых объемах наследия). Указанная эффективность достигается в основном за счет варианта «захоронение на месте», реализуемого для ряда крупных объектов наследия и «оптимизацией состава и сроков ввода в эксплуатацию базовых объектов обращения с ОЯТ и РАО, обеспечивающей возможность использования всего ресурса создаваемых объектов».
Если я правильно перевожу с бюрократически-атомного языка на русский, то выбор площадки под радиоактивный могильник в непосредственной близости от Железногорского ГХК как раз и является одним из существенных факторов экономии «атомных денег» (а вовсе не уникальные для всей России свойства Нижнеканского скального массива, как нас пытался уверить
на круглом столе Андрей Озерский из «Красноярскгеологии»).
Еще один фактор значительной экономии «атомных денег» - это сжатые сроки строительства и ввода в эксплуатации радиоактивного могильника под Красноярском. Для сравнения: США отложили решение вопроса с окончательным захоронением высокоактивных и долгоживущих РАО как минимум до 2030 года (главным образом из-за мощных общественных протестов), что автоматически увеличивает их затраты на так называемое «временное» хранение радиоактивных отходов. «Росатом» же, введя в эксплуатацию красноярский могильник «окончательной изоляции», снижает расходы на промежуточное хранение РАО и в течение обозримого периода времени сможет получить (снова цитирую проект концепции ФЦП): «экономию бюджетных расходов будущих периодов за счет уменьшения физических объемов наследия (оценки варьируются в диапазоне от 200 до 400 млрд рублей на период 2025-2035 годы)».
Ну и еще один источник экономии «атомных денег»: полное отсутствие в ФЦП каких-либо социально-компенсационных мероприятий (и соответствующего их финансирования) для местного населения «ядерных регионов».
То есть в проекте концепции ФЦП ЯРБ-2 прописано, конечно, «снижение социальной напряженности в регионах размещения объектов ядерного наследия», но это, видимо, только от того, что атомщики будут убирать за собой продукты своей предыдущей жизнедеятельности (например,
увозить высокоактивные и долгоживущие радиоактивные отходы из-под Челябинска в-под Красноярск).
То есть еще раз:
В проекте концепции ФЦП ЯРБ-2 есть «повышение устойчивости экспортного потенциала отрасли, оцениваемого в 22,4 млрд долларов на ближайшие 5 лет». Есть «повышение устойчивости и инвестиционной привлекательности атомной отрасли Российской Федерации в целом, организаций и регионов размещения объектов использования атомной энергии за счет обеспечения ядерной и радиационной безопасности на всех этапах их жизненного цикла, решения накопленных проблем и снижения экологических рисков». Есть «технологическое лидерство России в области обращения с отработавшим ядерным топливом, радиоактивными отходами и вывода из эксплуатации ядерно и радиационно опасных объектов».
Но не прописано, например, строительство поликлиник, больниц или реабилитационных центров для жителей регионов размещения объектов ядерного наследия. Вместо этого, очевидно, у местных жителей должна быть одна сплошная гордость за свое «технологическое лидерство» и «инвестиционную привлекательность».
Иначе говоря, вот он, ответ на вопрос: что получат жители Красноярска (а заодно и жители соседнего Железногорска и Сосновоборска) за размещение рядом со своим городом общероссийского могильника высокоактивных и долгоживущих радиоактивных отходов?
Ничего, кроме гордости.
Она вас еще не переполняет?
Ну и обязательный дисклеймер: проект концепции федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016 - 2020 годы и на период до 2025 года» - рабочий документ, который еще проходит обсуждение и согласование, так что в своем окончательном, утвержденном варианте там может многое что измениться (а может, наоборот, и не измениться ничего).