Изображение сгенерировано на портале fusionbrain.ai
Продолжаю погружаться в современную народную лингвистику и народную этимологию 8-12 веков.
Народная этимология (наивная этимология, популярная этимология, преобразование по аналогии, повторный анализ, морфологический повторный анализ или этимологическое переосмысление, ложная этимология) - осмысление носителями языка происхождения слова, которое основано на ошибочном понимании его этимологического состава и изменение слова или фразы в результате замены незнакомой формы на знакомую.
Часто возникает при освоении заимствований, также в диалектной речи, просторечии. Основными причинами возникновения народной этимологии являются непонимание носителями языка реальной мотивационно-этимологической связи определённого слова с производящим его словом, «затемнение» данной связи по причине трансформации формы и значения производного слова (деэтимологизация), стремление включить слово в понятные носителям мотивационные связи с другими словами.
Народная этимология представляет собой продуктивный процесс в исторической лингвистике, языковых изменениях.
Термин народная этимология (нем. Volksetymologie) введён немецким лингвистом Эрнстом Фёрстеманном в 1852 году.
Согласно «Повести временных лет»:
В год 6370 [862 по современному летоисчислению]… И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам. И поставили город Ладогу. И сел старший, Рюрик, в Ладоге, а другой - Синеус, - на Белом озере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик…
Из Википедии:
Согласно устаревшей гипотезе Н. Т. Беляева и В. А. Мошина, авторство которой некоторыми исследователями (В. Я. Петрухин, И. Н. Данилевский, Е. В. Пчелов, Е. А. Шинаков) приписывается Г. З. Байеру, которую также поддерживал историк Б. А. Рыбаков, имя «Синеус» представляет собой искаженное старошведское «свой род» (швед. sine hus), а «Трувор» - «верная дружина» (швед. thru varing). Таким образом, Рюрик приходит княжить не со своими двумя братьями, а со своим родом (в который входил, например, Вещий Олег) и верной дружиной. Поэтому многие историки полагают, что Нестор Летописец в написании «Повести временных лет» пользовался более ранними, но пока неизвестными, шведскими источниками, и при этом транскрибировал слова, не произведя перевода. Лингвист Циммерлинг отмечает, что варяги не писали в Древней Руси книжные тексты и грамоты по-скандинавски.
В настоящее время одна из ведущих скандинавистов-филологов Е. А. Мельникова доказала несостоятельность интерпретации имен Синеуса и Трувора как «свой род» и «верная дружина». Такая версия, по её мнению, могла утвердиться только среди историков, не знакомых с древнескандинавскими языками, поскольку эти «фразы» абсолютно не соответствуют элементарным нормам морфологии и синтаксиса древнескандинавских языков, а также семантике слов hus и vaeringi, которые никогда не имели значения «род, родичи» и «дружина». А. А. Куник, позже Н. Т. Беляев доказали происхождение летописных имен Синеус и Трувор от древнескандинавских Signjótr и Þórvar[ð]r. Мельникова показала, что эти имена хорошо известны в рунических надписях, сагах и исландском антропонимиконе. Таким образом, в тексте «Повести Временных лет» Синеус и Трувор фигурируют как личные имена. Это могли быть имена действительных братьев Рюрика: из рунических надписей и саг известно, что нередко в походах викингов участвовало несколько родичей: братьев, двоюродных братьев и т. д. Это могли быть и имена членов дружины Рюрика, которые по закону эпической концентрации персонажей и под влиянием фольклорного мотива были переосмыслены как его братья. Лингвист С. Л. Николаев предлагает прочтение последовательности «рюрикъ синеусъ труворъ» как фразы на языке, принадлежавшем к восточной ветви северогерманской группы языков, возможно, на реконструированном им континентальном северогерманском диалекте: «…Ryrik sīnna husa tru wɔra…» - «…[по] Рюрику, его/её/их домов верному/надежному защитнику…». Лингвист А. В. Циммерлинг считает, что теоретически такая фраза возможна, однако в рунах она не встречается.
Некоторые полагают, что Синеус не мог быть белоозерским князем с 862 года по 864 год, поскольку археологически существование города Белозерска прослеживается только с середины X века. Однако, по аналогии с княжением Рюрика в Новгороде, где княжеской резиденцией и древней деревянной крепостью оказалось «Рюриково городище» рядом с городом Новгородом, что археологи подтвердили с высокой точностью лишь в 2021 году, вероятно археологам не удалось пока найти это место для исследований и хорошо сохранившиеся артефакты, которые, кроме того, могли быть затоплены.
Д. С. Лихачёв полагал, что Рюрик, Синеус и Трувор должны были, по замыслу новгородского летописца, стать «мистическими пращурами» Новгорода, как Кий, Щек и Хорив для Киева.
К этому можно добавить другую статью из той же Википедии:
Тревор (Трефор на валлийском языке) - распространенное имя или фамилия валлийского происхождения. Это название населенного пункта, происходящее от валлийского tre(f), означающего "усадьба" или "поселение", и fawr, означающего "большой". В корнуолльском языке эквивалентом является Треворроу, который больше всего ассоциируется с Ладгваном.
Тревор также является сокращенной англицизированной формой гэльского О Treabhair.
Ещё одна версия:
Имя Синеус использовалось вплоть до 16 века. В летописи под 1586 г об опале князя Шуйского написано: «казнили гостей Нагая да Русина Синеуса с товарищи». Совершенно очевидно, что Синеус - это имя. Как показал Кузьмин, имя Синеуса также как и имя Рюрика, восходит к кельтским языкам. В кельтском языке «sini»означает «старший». И были соответствующие имена Sinaues, Sinus, Sinicus. Также прекрасно объясняется и имя Трувор, которое имеет прозрачную этимологию, связанную с числительным «три». До сих пор среди кельтов используется аналог этого имени - Тревор. Очевидно, что имя означает «третий» и, следовательно, он был младшим из трех братьев.
И всё бы очень складно, если бы не какая-то странная, непонятно откуда взявшаяся эстонская сказка про трёх братьев.
В эстонском фольклоре есть сказка о трёх братьях, сыновьях крестьянина: Рахуриккуя (эст. Rahurikkuja - нарушитель мира), Синиус (эст. Siniuss - синий (голубой) змей) и Труувар (эст. Truuvaar - верный напарник). По сюжету в боях братья проявили великую храбрость и мужество и впоследствии стали правителями в чужих странах.
Эстонская сказка, конечно, больше похожа на заимствование - с чего бы трем сыновьям зваться: Нарушитель Мира - Синий Змей - Верный Напарник??? - но как точно ложатся эстонские слова на имена из Повести временных лет!
Подогнали очередное видео с В.Новиковым, специализирующемся на археологии Гнёздова.
Те, кто смотрел видео с ним за предыдущие годы, возможно и не вынесут для себя ничего нового, сенсационного.
Но из беседы понятно, почему его аж передергивает от просьб высказаться в пользу каких-то конкретных гипотез.
А что стало новым для меня - его слова о том, что на зубах погребенных обнаружены следы краски.
Василий Новиков. Археология и "тайны" истории Древней Руси.
(с)TacticMedia
Click to view
Заинтересовала вся эта история с непростым макияжем варягов.
Это феерично, но у них, действительно могли быть синие усы!
«Зубное тату» Воины викингов были сильно татуированы, но их самым ярким и страшным модным атрибутом были их украшения на зубах. В эмали на передних зубах они делали горизонтальные линии и красили в красную смолу.
Ученые до сих пор не могут решить задачку с зубными татуировками викингов. Хотя выдвигают несколько версий такого «дизайна», который может выступать в качестве:
· символа статуса - узоры могли себе позволить знатные бонды или, наоборот, такими знаками отмечали рабов. Также насечки на зубах могли определять принадлежность к конкретному клану;
· устрашения врагов - современный анализ насечек свидетельствует, что они в свое время заполнялись красящим пигментом (красным или черным);
· ритуала посвящения в воины;
· аналога воинского звания - количество бороздок-«лычек» показывало ранг воина.
Наряду с этим находят и останки с зубами, покрытыми голубы/синим пигментом.
Суббота на староскандинавском именовалась Laugardagur - день стирки. И, как показывают археологические находки, у викингов были пинцеты, расчёски для бороды, инструменты для чистки ногтей и ушей и зубочистки. Летописец Джон из Уоллингфорда в хронике 1220 года писал, что они мылись, меняли одежду и расчёсывали волосы и поэтому пользовались успехом у английских женщин.
Также викинги укладывали и обесцвечивали волосы и наносили подводку для глаз.
Крашение зубов в синий цвет было распространено среди викингов как у мужчин, так и у женщин. Для этого использовались природные красители, какими были соки растений с голубым пигментом, например, индиго или чернила каракатицы. Процесс крашения зубов являлся довольно сложным и требовал навыков и определенной техники.
Крашение зубов у викингов имело свои глубокие символические значения. Во-первых, синий цвет считался цветом войны, моря и неба, и крашение зубов в этот цвет было связано с верой в силу и богатство. Во-вторых, синий цвет символизировал кошмарных духов, которых викинги пытались отпугивать. И, наконец, крашение зубов в синий цвет было своего рода украшением, показывающим статус и позицию в обществе.
Харальд Bluetooth: викинг, давший имя беспроводной технологииМы все знаем, что Bluetooth - это технология беспроводной связи. Но знаете ли вы, что король викингов десятого века стал вдохновением для этого названия и логотипа?
Инженеры провели параллель между Harald Bluetooth, объединяющим королем, и созданным ими инструментом для соединения различных устройств в единую сеть. Один из них, Джим Кардач, создал презентацию, чтобы объяснить выбор имени своему начальству. На нем было изображение стилизованного Харальда на камне с мобильным телефоном и ноутбуком.
Король Харальд Блотанд Гормсен на датском или Харальд Блютуз Гормссон на английском языке, правил Данией примерно с 958 по 986 год.
Как следует из перевода его имени: Harald Blåtand, blå означает синий и танд- зуб.
Первое упоминание об этой детали появляется в хронике XII века, которая описывает датские исторические события. Автор использовал латинское слово Blatan для описания Харальда, не сообщая дополнительных подробностей. В генеалогии датских королей, написанной во второй половине XII века, зуб Харальда описан как темно-синий, почти черный.
Тем не менее, происхождение цвета зуба остается неизвестным. У Харальда мог быть гнилой зуб, который был особенно заметен. Некоторые дают менее ужасное объяснение прозвищу Харальда. Скандинавы очень любят чернику, широко распространенную в северных землях. Харальд, возможно, особенно любил ягоды синего цвета, из-за чего у него почернели зубы.
Странно, что не упомянут обычай красить зубы.
Кстати, голубые зубы - прямая аллегория на голубую королевскую кровь = божественное происхождение предков.
Интересно, что если традиция красить зубы была как-то связана именно с боевыми походами, то такое прозвище могло указывать на воинственный характер датского правителя.
Итак, очевидно, что светлая борода и усы неизбежно должны были окрашиваться от синих зубов.
Здравствуй, Синеус!