Совсем недавно я посмотрела видео-лекцию знаменитого нашего джазмена, просветителя и саксофониста всея Руси Алексея Козлова о зарождении джаза. Поразили три вещи. Во-первых, сам Алексей Козлов. Можно только позавидовать такой свежести и продвинутости мысли, какой он обладает в свои 75.
Очень уважаю его. Второе, что запомнилось: джазовая музыка отнюдь не сразу стала предметом всеобщей любви людей всей планеты. В 20-е гг. ее считали явлением весьма вредным для здоровья, нравственного и, как ни странно, физического. И, наконец, третье: ох, и по-дурацки модно было танцевать в те годы, когда джаз считался попсой! Представьте даму в коктейльном платье. На сцене сидит джаз-бэнд. Элегантно одетые мужчины с усиками грамотно и с драйвом свингуют. А та дама, чтобы быть «в трэнде», начинает странным образом закидывать по сторонам ноги, будто пытается вскочить на невидимую, но очень строптивую лошадь. А перед этим дамочке ещё нужно перепрыгнуть пару заборов. Словом, дикое зрелище! Кстати, и Козлов недоумевал: что за эстетика танца!?
На следующий день ансамбль «Уральский диксиленд» в родном зале челябинской филармонии привычно работал концерт-бал. Почему привычно? Такие мероприятия каждый месяц диксиленд организует в зале им. С. Прокофьева уже пятый год. Что такое концерт-бал? Это и концерт, когда музыканты выходят на сцену и исполняют некую программу, и, собственно, бал. После антракта «УД» вместе с публикой перемещается в фойе, начинает играть «мелодии и ритмы традиционного джаза», а публика с переменным успехом танцует. Написать коллективный портрет наших любителей ретро-танцев возможным не представляется. Приходит и стар, и млад. Разные люди. Полагаю, что они любят джазовую музыку. А может, их меломанский слух греет всё ещё громкое имя Игоря Бурко и его «Уральского Диксиленда»? Честно говоря, не знаю. Никогда их об этом не спрашивала. На сей раз для меня интересно было другое: есть ли в танцевально-генетической памяти челябинских «танцоров» воспоминания о тех странных па?
Ответ ждать себя не заставил. Благосклонно (или даже благодарно) прослушав диксилендовый (весьма архаичный) репертуар в концертной части, люди с энтузиазмом отправились в буфет, а затем, как-то стесняясь, стали ждать, кто же первый начнёт. Разумеется, никто из дам задирать ноги не стал, потому как молодость их случилась куда позднее. Это были движения с танцплощадок парка им. Ю. Гагарина образца 60-х. Ритмичные подскоки и полуприседы с дискотек 70-х. Современные попытки станцевать фокстрот и чарльстон, быстро переходящие в буги и присядку.
Окажись я не на работе, в «Уральском диксиленде», соблазнила ли бы меня возможность такого танца? Если выбирать между модным ныне тёмным танцполом и его пульсирующим битом, залезающим тебе за мозговую подкорку, и тихим интеллигентным ретро с живым составом, то я, несомненно, проголосую за джаз. Пусть даже в очень популярной версии. Но ещё интереснее прокатиться в машине времени (вы не знаете, её случайно не изобрели?) и посмотреть на те экспрессивные раннеджазовые танцевальные кульбиты. Глядишь, и я им научилась бы…