О главнейшем из искусств...

Feb 20, 2011 09:45

Перманентно вращаясь в челябинской музыкальной среде, я то и дело слышу вопрос: «Действительно ли музыка перестала быть в нашем городе - «главнейшим из искусств»»? Их задают видным местным музыкальным деятелям, когда они, оторвавшись от творческого процесса, «выходят в народ».

Их задают и мне (как человеку из богемы :-) ). Видимо, срабатывает чувство ностальгии по славным 90-м, когда музыкальная жизнь в Челябе просто бурлила, когда музыканты, опьяненные свободой, экспериментировали, не боясь быть не понятыми. А может, эта ностальгия и помоложе - из начала двухтысячных, когда наш город позиционировали, как очень и очень «джазовый». (Что близко к истине). Впрочем, внешне у нас на музыкальной сцене царит полный порядок.

До предела забиты яркими постерами известных артистов афишные тумбы. И в челябинской музыкальной тусовке тоже постоянно что-то происходит: проекты, концерты… Проблема кроется, вероятно, в другом - в дозе информации. В переизбытке ее с одной стороны, и в отсутствии с другой. Зритель-слушатель-поклонник музыки захлёбывается от информпотока, льющегося от федеральных и местных СМИ. Но при этом в массе своей практически не знает, что происходит в родном Челябинске. Получается классическая антитеза: много - мало. Именно она пришла мне на ум, когда я оказалась на вроде бы очень заметном для внутреннего муздвижения событии - юбилее Эстрадно-джазовой студии Дворца Железнодорожников.

17 ноября главная сцена ДК ЖД собрала челябинских музыкантов разной степени известности, с разными музыкальными пристрастиями. Внятно читался объединяющий фактор - причастность к Студии. Для справки позволю себе напомнить, что существует она 11-й год и всё это время руководит ею известный в городе и за его пределами музыкант Виктор Риккер. Это отнюдь не учебное заведение для взрослых и не очень музыкантов, это скорее творческая лаборатория, где репетируют и создают новые проекты джазмены, рокеры, эстрадники. Среди их имен - через одно имя весомое. «Распечатав» второй десяток, Эстрадно-джазовая студия решила показать челябинцам, на что горазда.
Но событие, которое обещало быть громким, прошло практически незамеченным. Едва ли можно утверждать, что оно вызывало столь желанный резонанс в череде музыкальных впечатлений и интересов челябинского слушателя.
Чтобы понять, почему так случилось, я предпочла разложить событие на «пазлы», разделив их всего на два вида: пазлы «много» и пазлы «мало».

Итак, чего было много?

Много было коллективов. В двух с половиной часовой концерт уместились 14 наименований. Справедливости ради, перечислю их все. «Эдвардс-бэнд» - группа джазового пианиста Дмитрия Спирёва (профессионалам он известен, как второй дирижер биг-бэнда «Джаз-Академия»). Горячо любимый поклонниками блюзовой гитары квартет гитариста Михаила Филиппова «Странствующее озеро». «Братья Енотовы» харизматичного блюзмена Вадима Красюка. Адепты фламенко - латино-бэнд «Шико». Романтики «Лимонное дерево» во главе с пианистом Константином Щегловым. Резиденты челябинской рок-сцены «The Wheels» и «Ливерпуль». Эстрадный женский квартет «DV-Show». Мелькнули в программе и звездные гости - «Уральский диксиленд Игоря Бурко», Георгий Анохин со своим «L-band`ом», джазовый гитарист всероссийского значения Валерий Сундарев.

Много было дебютантов: самодеятельная группа «Седьмое небо» (которая, кажется, больше подбирала репертуар для души, а не для концерта), хард-роковый состав «Bunny Hunters», группа барабанщика Энды Фрумкина «7 Stars» с фанком, начиненным электронными спец-эффектами. Абсолютно разные коллективы, но, согласитесь, даже 3 новых имени - уже статистика!

Удручающе мало зал ДК ЖД собрал тем вечером зрителей. Едва заполнив половину зала, зритель бодро реагировал на всё происходящее на сцене, старательно пытаясь заменить малое количество присутствующих повышенным качеством аплодисментов и одобрительных возгласов. Из чего напрашивался логический вывод: публика собралась «с понятием». Ответ на вопрос «Что же послужило причиной коммерческого неуспеха концерта?» вполне очевиден.

Реклама его не разносилась «из каждого утюга». Да и лица даже самых известных местных артистов на экранах телевизоров для массовой публики менее предпочтительны, чем лица столичного эстрадного бомонда. Не согласны? А давно ли вы видели запись концерта какого-нибудь челябинского коллектива? Не важно, какого - эстрадного, фольклорного, джазового. Предполагаю, что давно. Впрочем, порою и скромный объём пиара вполне способен «прокачать» залы побольше. В качестве примера напомню филармонические концерты Памяти джазовых музыкантов, которые организованы почти теми же людьми и имеют схожий состав участников. Неизменно они собирают полный зал, создавая для нас некую иллюзию востребованности музыки местного «разлива».

А музыка эта даже в своем локальном выражении - Эстрадно-джазовая студия и ее друзья - приятно радует меломанское ухо разнообразием стилей. (В зачёт к пазлам «много»). Это джаз в ретроспективе от начала ХХ века до наших дней: с энергичным диксилендовым зачином, неожиданным для поклонников (ранее блюзового) гитариста Михаила Филиппова продолжением в цыганско-салонной ипостаси (так называемый «джаз-мануш» в духе Джанго Рейнхардта), ритмической медитацией анохинского «L-band`а», современными ритмами модерн-джаза от квинтета «Лимонное дерево» и ярким, светящимся флуоресцентным светом клубного прожектора киберсаундом ансамбля «7 Stars». Что ж еще можно желать, если просто любишь музыку? Разве что, глоток горячего рок-н-ролла с легким кантри-блюзовым послевкусием по рецептам «Братьев Енотовых» и группы «Ливерпуль»… Или острого, как мексиканская сальса, латин-джаза в исполнении почетных челябинских «испановедов» Игоря Петрова и Сергея Усольцева…

А в конце неплохо «заполировать» это бурное музыкальное варево сладкими звуками европейских поп-хитов, которые завернуты в такой стильный фантик аранжировки, что кричишь: «Ай да «DV-Show»! Спойте ещё, девчонки!»

Правда, на следующий день, поднимая тяжелую от передозировки музыкой (но не громкостью - спасибо звукорежиссеру, позаботился!) голову, вдруг понимаешь: «Маловато будет!» Маловато будет авторского материала! Всё сплошь да рядом «авторские переложения» и «оригинальные аранжировки»! А где же своё, родимое, выстраданное? Хотя является ли отсутствие авторских произведений (точнее, их скудное присутствие) недостатком - ещё вопрос. Возможно, такой репертуарный лист вечера - специальный продюсерский концепт. В конце концов, легион музыкантов на всём земном шаре всю свою творческую жизнь играет чужие пьесы, и никто их до сей поры не обвинил в ущербности…

Эстрадно-джазовая студия - лаборатория, в которой опытным путем под действием катализаторов художественного азарта и вдохновения, а порой и методом случайной пробы рождаются новые проекты. Сродни внутреннему апокрифу звучит история о том, как некогда в стенах репетиционной комнаты ДК ЖД собрались молодые музыканты Щеглов, Бернштейн и Борискин. А потом их скромное трио превратилось в один из самых интересных и постоянно ищущих коллективов с приятно-терпким названием «Лимонное дерево». И теперь, когда подводили промежуточные итоги (Студия, даст Бог, еще отработает несколько ударных десятилеток), хотелось конкретного ответа на банальные реплики «Каковы ваши планы?» и «Где же новые лица?» Юный исполнитель на губной гармонике Александр Паклин (запомните этого парня!) в обрамлении «ливерпульской пятерки» выдал столь законченное и осмысленное блюзовое соло, что стало понятно: и планы, и новые лица у Студии есть.

Вряд ли кому-то из пришедших на концерт хотелось пафосных речей и напутственных слов, например, от Виктора Риккера или руководства Дворца. Их и не было вовсе. Музыкантам дарили торты. И не читалась на их лицах тень грусти от того, что зрителей было мало… Может, зря и я ворчу?

искусство, музыка, общество, я

Previous post Next post
Up