впрочем не только одного лишь Слова. Тем более что в данном случае Слово - во всяком случае это именно - было далеко не в начале, а скорее наоброт.
Исторически первый "крещеный еврей-полукровка" был меж тем напомним - ап. Павел.
Именно он трансформировал одну из почему-то особенно ему тогда приглянувшихся из множества существовавших видимо во все времена еврейских сект в мировую религию и при чем сделал это таким образом, чтобы на 2000 лет вперед хватило заложенного им в нее заряда неприязни к евреям.
Из такого рода "выкрестов" ап. Павел был первым, но и однако все те, кто шли за ним потом - по той же колее для "сломаных евреев", "не cовсем евреев" и пр. - создание разного рода организационных, политических, иделогических и иных социально эффективных инструментов вековых преследований евреев также считали главной страстью жизни.
Проявлялось оно у всех их конечно же по разному, но и однако сам по себе градус этой всепоглащающей страсти оставался - по сравнению допустим с отстальными из наиболее известных участниками такого же типа тысячелетнего периода в Европе людоедских забав - по-видимому наиболее высоким. В этом кроме прочего проявляется одна из видимо генетических особенностей евреев. При браках с неевреями существует риск - заметная вероятность во всяком случае - рождения очередного внушительных масштабов общественной деятельности антисемита. Кажется что ни у одного другого народа такого явления - по сопоставимой частоте случаев то уж заведомо - не известно.
Возможно это было одним из факторов препятствующих ассимиляции. Обращенная внутрь сторона ассимилирующегося слоя евреев / частично евреев / ...(половинок, четвертинок и пр. "дробей") заметно часто оказывалось активно агрессивной по отношению к еще сохранявшемуся ядру еврейского народа и тем самым невольно препятствовала слишком уж заметно максштабному развитию процесса ассимиляционного вымывания национального ядра.
Другими словами, повышение градуса антисемитизма, которое неизбежно как то оно обычно оказывалось сопровождало начало процесса ассимиляции соответственно же и подтормаживало развитие дальнейшее этой ассимиляции. Возможно в том кроме прочего и состоял Б-жий промысел в данном случае.
Иначе то если, то и зачем было бы сотворять Создателю из разбегающихся по миру еврейских осколков таких-то уж ... иной раз?
13-ый Апостол -> 1-ый "Выкрест"
Святой Павел, первоначально носивший еврейское имя Савл, принадлежал к колену Вениаминову и родился в киликийском городе Тарсе (в Малой Азии), который тогда славился своей греческой академией и образованностью своих жителей. Как уроженец этого города, происходивший от иудеев, вышедший из рабства у римских граждан, Павел имел права римского гражданина. Житие Святого Апостола Павла
Saint Paul, the Apostle born AD 10?, Tarsus in Cilicia [now in Turkey] died 67?, Rome [Italy] original name Saul of Tarsus 1st-century Jew who, after first being a bitter enemy of Christianity, later became an important figure in its history. Converted only a few years after the death of Jesus, he became the leading Apostle (missionary) of the new movement and played a decisive part in extending it beyond the limits of Judaism to become a worldwide… Paul, the Apostle, Saint. Encyclopædia Britannica Article
... Three years later he met St. Peter and Jesus' brother James and was henceforth recognized as the 13th Apostle. From his base in Antioch, he traveled widely, preaching to the Gentiles. By asserting that non-Jewish disciples of Christ did not have to observe Jewish law, he helped to establish Christianity as a separate religion rather than a Jewish sect. ... Paul's ministry and religious views are known largely from his letters, or epistles, collected in the New Testament, which are the first Christian theological writing and the source of much Christian doctrine. It was due to Paul more than anyone else that Christianity became a world religion. © 2004 Encyclopædia Britannica, Inc.
... While on his way to Damascus in Syria to arrest any Christians he might find there, Saul had a direct and dramatic experience of the risen Christ (see Ac 9:119, 22:1-21, and 26:9-23). This experience revolutionized Saul's life. He was converted to the Christian faith, baptized, and received into the church of Damascus - the very community he had set out to suppress (Ac 9:10-31)... As a sign of his special mission to "the nations," the converted Pharisee ceased using his Hebrew name and used instead its Greek equivalent: Paul (Ac 13:9). St. Paul: A Capsule Biography, The Theology of Saint Paul, by George Cronk, J.D., Ph.D. Holy Resurrection Orthodox Church
Иными словами, с точки зрения исторнии если про те события говорит, то первые 12 апостолов были евреями, которых еврей же и проповедник из Назарета (создавший тогда очередную иудейскую секту, одну из бесчисленного их множества, возникавших и задолго до Христа, и в то время, когда он проповедовал свои идеи, и затем тысячелетиями много после тоже) сам по своему выбору приблизил к себе. Тогда как "13-ый" апостол появился уже после Христа и по сути сам назначил себя в эту (земной вполне тогда уже в видах создания мировой религии табели о рангах) позицию. Дело в том что никаких других источников, кроме его самого же и про то время писем, по данному вопросу ведь так и не известно остается: "Paul's ministry and religious views are known largely from his letters, or epistles, collected in the New Testament" (см. выше).
При том что, ни этот - назовем его условно "13-ый" апостол Христа - в самой благоприятной для него по истории того времени версии (про иные версии тактовки тех же событий см. например
здесь), никогда Христа в глаза не видел, и уж тем более сам Христос тем более понятия никогда не имел, про то что с его идеями лальнешего вразумления евреев так поступят - кто й то объявит, что было ему свыше такое вдЕние дескать, чтобы из иудейской вполне секты, каким было при жизни Христа основанное им религиозное учение начать создавать антииудейскую поначалу, а затем уже и прямо антиеврейскую мировую религию, которая станет cо временем основным идейным ядром поколений антисемитов.
Утверждают иногда, что Марксу довелось, пусть и в самые последние годы жизни, но увидеть все-таки своими глазами статьи тех наиболее активных их его последователей, которые стали величать себя "марксистами". Так вот по преданию, прочитав чего именно они от его имени проповедуют, Маркс в ужасе воскликнул: "В таком случае, я не марксист!".
Увы, проповедник из Назарета не имел и такой даже возможности. Только через несколько лет после земной жихни Христа один из наиболее истовых из иудеев того времени гонителей христиан Саул объявил что было ему вот намедни дескать видЕние создать из гонимой - и его тоже услиями - христианской секты иудаизма уже и внееврейскую даже вовсе а совсем мировую религию. Переименовал себя по такому поводу из иудея Савла в греческое имя и стал Павлом.
Религия эта - вновь появившемся "13-ым апостолом" тогда создаваемая - суть была продуктом so called творческого подхода к наследию Христа cо стороны истового гонителя христиан-евреев Саула. Потому возможно и оказалась она в конечном итоге не только антихристианской (по критериям прижизненной деятельности Христа если то оценивать), но и в целом антиудейской, как оно то со временм выяснится. Политически же общий ее смысл и итоги - устойчиво в веках последующих откровенно антиеврейской сути мирской жизни церкви с того деятельность оказалась. 2000 лет преследования евреев - один их наиболее весомых исторически итогов деятельности созданной гонителем христиан Савлом мировой религии.
То есть избранный Савлом - как он то утверждал явившемся ему по дороге в Сирию видЕнием - качественно новый способ борьбы с учением Христа оказался в итоге намного эффективнее того, как он то вместе с иными гонителями христиан делал ранее, на первом этапе его борьбы с иудейской сектой.
Поэтапным выхлащиванием из учения Христа иудейского начала, а затем уже и еврейского общего там смысла (в период жизни Христа для всех его последователей иудейская и уж тем более евренйская природа его учения оставалась абсолютно бесспорной) он сумел в итоге вывести секту, всерьез тогда беспокоившую священников иудейских, не только далеко за пределы зоны влияния иудеской веры, но и в конечном счете сделать ее видимым образом антиеврейской в земных обстоятельствах жизни для поколений евреев.
Вряд ли кто из тех иудейских священников, кто во времена Христа с тревогой за ним наблюдал и мечтал хоть уж как, но пытаться вытравить ту очередную ересь из иудейского учения, мог бы для того придумать что-либо более эффективное, чем то сделал Савл. Какой ценой то ему удалось - совсем и вовсе отдельный к тому вопрос. Кто же их гонителей ересей и в какой религии обсуждал общественную цену своих поступков?
Разумеется существуют и любые на выбор всякие иные точки зрения как на практически каждую из обсуждаемых отдельно взятых деталей биографии Савла -> Павла, как впрочем и на общий смысл его детельности тоже. "Кто Вы, Савл?" - Иудей, христианин, ... , ...?
Предстает в итоге историкам Савл, как не без оснований честолюбивый и вполне оказалось что успешный менеджер стартапа всемирной организации не обязательно всем понятного сходу назначения под условно-рабочим ее тогда названием "Церковь им. Христа". К котрой церкви однако, как впрочем и в любых почти такого масштаба проектах оно происходит, ни сам Христос и вообще никто - в том числе и ни один из людей когда-либо связанных с Христом лично / идейно / как-либо иначе - никогда не имел никакого отношения.
В этих условиях иногда высказываются и совсем уж крайние точки зрения разумеется тоже. К примеру:
Ну да, а как же - "Наш человек в Гаване" ... Не имел увы возможности Христос - в ответ на решение переименовавшего себя из "иудея Саула" в "христианина Павла" гонителя христиан, самропровозглашенного к тому же в 13-го его апостола - воскликнуть: "В таком случае, я не христианин!" ...
Апостол Павел - ключевая фигура в становлении института церкви. Это, по сути, первый отец церкви. Именно он в своих канонизированных позднее Посланиях сформулировал юридические нормы церковной жизни ... от имени Христа.
Что же мы узнаем о его биографии из Евангелия? Иудей по имени Саул (Saul), родился в Тарсе (Tarsus, нынешний Тарсус, средиземноморский порт на юге Турции) и воспитывался у ученого фарисея по имени Гамалиил (= евр. Дар Божий = греч. Теодор = Федор). По-русски его принято называть Савл (что фонетически неверно), только чтобы как-то отделить от ветхозаветного иудейского царя Саула. (Заметим, что «иудейское» имя Саул по-литовски означает «солнечный», т.е. Саул = рыжий.) Юношей Савл активно преследовал учеников распятого Христа и сочувствующих им, в частности, участвовал в казни мученика Стефана и получил в награду его одежду. Затем ему было озарение на пути в Дамаск, после чего он принял крещение и стал первым прозелитом - ревностным проповедником новой веры, причем не только среди иудеев, но и среди язычников.
О чудесном преображении Савла Христом свидетельствует, кроме его собственных заявлений, только упоминание о «тайном ученике» Анании, с помощью которого Христос вернул зрение Савлу, получившему шок при озарении. Тем самым Савл - не только «вторичный» Апостол, появившийся после распятия Христа и не входивший в число первых учеников Христа, но первый канонизированный самозванный Апостол, поскольку до него после распятия Христа вторичными Апостолами становились только люди, рукоположенные ... учениками-первоапостолами.
Из Деяний Апостолов прямо следует, что многие христиане-современники Савла не признавали его настоящим Апостолом, что его весьма огорчало. Сам он, пытаясь убедить их, говорил, что умер, сораспявшись с Христом, после чего в его теле поселился сам Христос. По сути, этим он ставил себя выше первоапостолов и не только присваивал право действовать от имени Христа, вселившегося в него, но и самому тем самым представлять Христа во плоти и быть мессией. Это - фактическое начало новой, павлианской церкви.
История же о том, как он из Савла стал Павлом вообще невразумительна. Начнем с самого имени Павел. Это имя появляется впервые в Деяниях Апостолов у римского проконсула Сергия Павла (лат. Sergius Paulus), которого якобы обратил в христианство Савл. Но откройте комментарии к Библии, и вы прочтете, что имя Павел - греческое, от «паулос» (греч. pauloz), ...
http://www.newchrono.ru/prcv/Publ/kes-hrist-pavel.htm
Если же вернуться к подробностям биографии, то права - политические и иные - римского гражданиана отец Савла (по другой версии его дед)получил за ратные подвиги в римских походах того времени. Отслужив, поселился он в указанном выше месте нынешней территории Турциии, где и женился на местной жительнице - не еврейке. Савла воспитывали в строго иудейских традициях и ... - далее по цитированному выше житию Св. Ап. Павла. Так что не вина отца Савла была в том что стал cын его ап. Павлом и ... далее, как водится, со всеми остановками. Да и мать тоже не при чем конечно. Это уж сама по себе такая рискованная видимо смесь в таких случаях - cо свыше заложенной частотой - иногда возникает.
Лет 5 назад вот тоже был повод и также попытался трассу развития такого рода процессов тогда рассмотреть чуть подробнее:
Out 01/10/1999, 11:04
> Ответ на сообщение, которое написал Nikanor 01/10/1999 08:48 "
>Маркс - величайший мыслитель тысячелетия. Маркс - величайший МУДАК тысячелетия, занимаясь хреновиной, он благополучно загнал в могилу свою жену и детей, а для человеческой культуры оставил великую науку, как лучше делать то же самое в глобальном плане.
---------------
Сформулировано точно, но длинновато все ж у Вас, господин Никанор, для попытки дать терминологическое определения все ж ки получилось.
Возможно, на мой взгляд, более емкое и краткое определение для того же самого явления. В сущности достаточно лишь чуть перефразировать и таким образом уточнить Вашу же мысль : "Маркс - величайший ВЫКРЕСТ тысячелетия".
В то же время можно отметить для полноты обсуждения - раз уж Вами и иными тут с подачи уважаемого господина Пью тема затронута была - в первом то тысячелетии таким величайшим выкрестом оказался апостол Павел.
Сначала Павел был крайним еврейским националистом. Родился в городке на территории нынешней Турции в семье еврея - римского гражданина. За достойное участие в ратных походах гражданство иногда в то время в Империи даровалось жителям иных стран тоже. Павел получил неплохое в домашних условиях еврейское образования и приехал продолжать изучать иудаизм в Иерусалим.
Начинал свою политическую карьеру с истового участия в расправах фарисеев над сектантами - инакомыслящими иудеями - включая и казнь одного из наиболее известных тогда лидеров только еще формировавшейся среди евреев секты последователей Христа.
А затем - по его легенде, после "видения" по дороге в Сирию - сам вступил в ту до того им преследуемую секту христиан, организовал уже в ней свою "фракцию" с соновынм опором на работу уже не с евреями, а язычниками. Затем и вовсе наоборот начал целенаправленно выхолащивать из нее все еврейское. Причины декларировались - в спорах с иными до него лидерами христиан - разные, но смысл был прост: так легче было миссионерить в иных странах.
Павел видимо был первым среди деятелей зарождавшегося тогда всемирного христианского движения, кто начал настаивать на необходимости принципиально отказываться от соблюдения строгих еврейских - в том числе и бытовых - правил. К примеру, это был демонстративный отказ его последователей от обязательного мытья рук перед едой (обряд омовения рук), правил приготовления пищи (кошерные установки) и т.д.
Очистив таким образом "новое вероучение" от тысячелетнего груза внутриеврейских традиций, которые - следует согласиться - до Павла серьезно тормозили возможность распостранения христианства среди других народов, он - вольно или невольно - кто теперь разберет - именно таким образом и дал толчок будущему на два уж теперь скоро тысячелетия вперед развитию антисемитизма в лоне христианской церкви.
Потом ведь надо было все время объяснять и доказывать последователям, почему следовало отказываться от следования правилам жизни той среды, где христианство и зародилось. Это конечно только сначала, а потом то дальше - как водится - и само пошло.
Возвращаясь к вышецитированному определению "от Никанора" можно было бы отметить и то как сам то Маркс отзывался о евреях. Не зре же в первой самой "перестроечной" середины 80-х волне антисемитских публикаций цитаты из Маркса по "еврейскому вопросу" были столь популярны у тех - "заединщиков" - членов СП - и не слазили со страниц их толстых журналов. Пока уж время и прямого цитирования иных - в первой волне то сначала они еще стеснялись немецких и иных перепевов нацизма, а Маркс то как хорошо под руку тогда пришелся - экспертов не подошло. Теперь то и без Маркса всего кругом навалом, а тогда так вмасть ложился.
Это не значит, разумеется - как тут пытались спорить с Пью - что любой человек, кто отказывается от веры отцов и переходит в иную конфессию автоматически оказывается на подозрении, что он представляет потенциально серьезную социальную опасность для своего народа. Конечно же нет.
Речь идет о вожаках - харизматических лидерах, которые начинают строить свой успех в новом для них мире с энергичного отрицания устоев того мира откуда пришли. И только. Все те, кто уходит и приходит с миром, никоим образом в упомянутую выше концепцию выкреста, как опаснейшего для своего народа человека, не вписываются.
Выкрест - это целеустремленный и деятельный разрушитель мира, из которого он сам вышел.
Опыт истории учит, что такого рода харизматические прогрессисты крайне опасны оказываются не только для того народа, который имел несчастье их породить, но для него все-таки в первую очередь и в наибольшей степени.
А что же сам то Христос? Сам то он разумеется никак не в состоянии был нести ответственность за то, что с его проповедями любви к ближнему сделали те, кто назвался потом его самыми верными последователями. Во всяком случае никаких признаков его нелюбви к собственному - плоть от плоти - народу ни в одном из его выступлений не известно. Это был один из, по-видимому, действительно великих людей своего времени, которого - как и всегда и во все времена - современники не все понимали, а власть придержащие так и вовсе - опять же и как всегда и везде - преследовали
Update: Много столетий не прекращаются в западном мире дискуссии про необыкновенную cудьбу, удивительные приключения и совершенно невероятные в историческом контексте достижения одного из наиболее влиятельных - из числа тех, кто жил до Маркса - евреев рассеяния Савла/Павла/ "13-го апостола"/....
Много в его биографии разноречивых деталей, но все исследователи сходятся по крайней мере в том, что родился он в римской провинции и приехал - как многие юноши из разбросанных по миру истово набожных еврейских семей - учиться иудаизму в Израиль.
Далее версии жизненописаний иногда далеко расходятся но все таки многие полагают, что потом - уже в зрелом возрасте - решил Савл "творчески переработать" некоторые мотивы растущей популярности иудейской секты последователей Христа (с которыми, в качестве одного из фарисей-функционеров, много лет энергично боролся), в форму привлекательную для уже не для ... язычников.
Цель его была при том более чем амбициозной - объявить себя христианином, но только не таким, какими оказывались до него вновь-обращенные во Христа, а куда там - бери выше - сразу же и его самого Христа полномочным посланцем, "апостолом" чтобы стать ему.
Потом, опираясь на тысячелетнего задела идеологический базис иудаизма и переработанные им к задачам нового этапа политической карьеры ведущие мотивы наиболее зажигательных проповедей Иисуса из Назарета, начать рекрутировать в "ап. Павла" самопровозглашенную "истинную модель христиан" уже не иудеев ( Христос и избранные им 12 апостолов проповедовали в основном только евреям), а вовсе наоброт - язычников. Цель - создать таким образом неизвестных ранее масштабов мировую религию, не стесненную в потенциальных пределах роста ее влияния никакими национальными границами.
И это ему удалось.
Павел кажется оказался следует признать самым Великим организатором всех ремен и народов. Созданная им иерархически структуры организация - христианская церковь - существует поныне. Вряд ли кто вспомнит более устойчивую в веках организацию.
Понятно, что многие детали жизни и политической карьеры этого удивительного человека до сих пор будоражат воображение исследователей, и при том далеко не только одних лишь историков религии, теологов и церковных деятелей. Самые экзотические - часто и далеко за пределами привычных границ воображения - высказываются иногда в этом контексте дискуссий предположения. Характерна в этом отношении версия отдельных эпизодов биографии "ап. Павла", обсуждавшаяся в одной из виртуальных дискуссий на сайте judea.ru:
http://www.judea.ru/show_topic.php3?topic_id=509&from=469 Участники цитируемой дискуссии по-видимому предложили вести обсуждение вызывающих у них доверие фактов из жизни того времени "оккупированного римлянами" еврейского государства в беллетризованной форме детективного расследования деятельности Савла/aп. Павла. То есть, по сути расследуют они в диалогах сторон "обвинения и защиты" деяния 2000-летней давности гражданина Рима еврейской национальности, совершенные им в подвластном Римской империи Израиле и его окрестностях. :
Британец - Холмсу, 12:32 / 19 Мая 2001. №466
... Подследственный [Савл / "ап. Павел"]старательно избегает сведений о своем знакомстве с Иисусом. Ни разу не говорит о нем как о человеке, реально жившем в Иерусалиме на протяжении трех - четырех лет... [Между тем] пути подследственного [Савл / "ап. Павел"] должны были пересекаться неоднократно с вышеуказанным Иисусом, как-то в Храме, где обязан был бывать Шаул [Cавл], как ученик рава Гамлиэля и в других общественных местах.
Косвенные свидетельства говорят о том, что если суд над Иисусом действительно проводился Синедрионом, то ... [Cавл] обязательно должен был присутствовать на этом разбирательстве по вышеуказанным причинам, а значит, не только видеть Иисуса, но и принять непосредственное участие в разбирательстве.
Следующее. Иуда никак не мог предать Иисуса, так как был наиболее проверенным и честным его "апостолом". Только такому человеку мог доверить Иисус казну сообщества. Есть также очень достоверные сведения, что Иуда был племянником Иисуса.
Полноправно распоряжаясь казной, трудно предположить, что последний мог прельститься 30-ю "сребренниками", и ради этих денег пойти на предательство.
Более чем старательное уклонением Павла от любого намека на знакомство с Иисусом, и полное его признание в соучастии в казни (а значит и в суде над ним!) Стефана, дает возможность думать, что Павел, беря на себя менее тяжкое преступление, пытается уйти от ответственности за более тяжкое - соучастие в аресте и казни Иисуса.
Исследуя сведения о характере подследственного (Павла), его неудовлетворенные амбиции и властолюбие, его относительную приближенность к высоким храмовым кругам, а так же его римское гражданство, можно с большим основанием предположить, что он долгие годы был осведомителем (шпионом) Пилата...
Британец - Холмсу, 11:36 19 Мая 2001 №461
ПАВЕЛ (Савл, Шаул). Шаул родился в г. Тарсе, в Киликии около 10 или 12 года нашей эры (предпочтительнее в 10). Отец его носил звание римского гражданина...Образование Павел получил исключительно еврейское... Примерно в 27 году нашей эры, в возрасте 17-18 лет он был послан отцом в Иерусалим для получения образования, недоступного в условиях диаспоры.
Здесь он провел примерно десять лет, обучаясь некоторое время в одной из самых знаменитых школ того времени, в школе Гамлиэля. Но, понимая, что ... больших высот в иерархической лестнице Иерусалима он достичь не может, покидает ее.
С 38 по 41 год нашей эры находился в Дамасске в провинции Авранитиде, где и проповедовал свое учение. Он прекрасно понимал, что новое учение, которое он распространял, никакого успеха среди евреев иметь не может, и поэтому миссионерствовал в основном среди язычников. Последующие десять лет Павел с завидной энергией проповедует по римским провинциям и городам Малой Азии, Эгейского бассейна и Кипра.
В Рим Павел попадает только в 61 году. Примерно в 67 году, когда император Нерон начал преследования христиан, Павел был схвачен и, по церковному преданию, казнен.
Холмс-Британцу 10:39 א19 Мая 2001 №460
... Достоверных научных фактов о Павле крайне мало. Письменных свидетельств современников о его деятельности нет. Все сведения о личности Павла реконструированы из “Деяний” и “Посланий”. Если об Иисусе еще можно надеяться такие данные открыть в имеющемся материале, или предположить такую возможность в будущем (поскольку он действовал “на людях” и поэтому мог быть личностью, о которой остался след в истории), то о Павле этого сказать нельзя. Он не совершил открытых действий такого рода, о которых мог бы остаться “независимый” след.
... И когда таких фактов у нас на руках - минимум-миниморум (как в случае с Иисусом и Павлом), то применять чисто научные методы становится ПРАКТИЧЕСКИ невозможным, все
подвергается сомнению и переходит в разряд домыслов. А когда плюс ко всему имеются
обоснованные практикой подозрения в возможном искажении или утаивании фактов, да и сам
вопрос имеет чисто политический характер (а не просто год рождения Карла Великого) - тут хоть караул кричи.
Понятно, что в этом случае заданный Вами вопрос о “научных фактах”, подтверждающих
изложенную гипотезу, хотя и правильный вопрос, но ответ на него - отрицательный. Нет таких
“фактов”. Все, что мы знаем о Павле, мы знаем из материалов, полученных нами “от него
самого”...
[Для таких случаев] ... в криминалистике принят другой метод - получивший название “дедуктивного”. Это метод проверки нескольких возможных гипотез (с целью принять какую-то из них в качестве “рабочей”) на логическую непротиворечивость. Это единственный способ использовать нормативную логику... Теперь наш случай.
Что мы имем в нашем случае с Павлом?
Практически вся информация о нем нам известна от самого подзащитного. Чему-то в ней,
вероятно, можно доверять, чему-то нет. Но исторических фактов просто нет. Кроме весьма ощутимого результата - создана Христианская церковь...
Целый ряд известных реалий того и нашего времени не позволяет предположить даже саму
возможность проповеди среди евреев идеи “искупительной человеческой жертвы” (о
непорочном зачатии уже умалчиваем, это, как выяснилось, более поздний “наворот”), а отсюда
прямо следует, что все “Похождения бравого солдата Павла” на территории Иудеи и его борьба с иудаизмом - вымысел. Зато для проповеди среди язычников это вполне годилось.