РАЙСКИЕ ЯБЛОКИ (XV)

Oct 26, 2016 10:08


Глава 5. “... Как в сказке, точь-в-точь”

“Райские яблоки” на фоне волшебной сказки
(окончание)
Вредитель и даритель

Функция вредителя в сюжете - нанести вред, причинить ущерб. Он действует обманом или насилием, герой поддается обману и этим невольно помогает вредителю. В волшебной сказке вредитель и его манипуляции традиционно появляются в начале - в завязке сказочного сюжета, но есть и другой тип начала - когда “сказки исходят из некоторой ситуации нехватки или недостачи, что и вызывает поиски, аналогичные поискам при вредительстве” [69*]. Как мы уже говорили, в начале “Яблок” присутствует именно мотив недостачи (“Не скажу про живых, а покойников мы бережем”). А потому вроде бы вопрос о вредителе отпадает. Но не может ли вредитель появиться в “Яблоках” на более поздней стадии сюжета? В наших поисках будем руководствоваться замечанием В.Проппа, что на присутствие персонажа-вредителя могут указывать мотивы насилия и/или обмана.

В ходе действия (после завязки) в сказке появляется даритель, точнее снабдитель. Он испытывает героя, в результате чего тот получает волшебное средство, при помощи которого ликвидирует беду или недостачу. Волшебными средствами обычно являются животные (конь, орел и др.), предметы с волшебными свойствами, качества (например, сила). Волшебное средство в “Яблоках”- кони, которые доставляют душу героя в рай, а потом возвращают его самого обратно на землю. Но кто даритель?

Кто из действующих лиц “Яблок” выполняет функции вредителя и дарителя? Или сюжет обходится без этих персонажей?

Герой

В волшебной сказке возможны два типа главных действующих лиц: герой-искатель и герой-пострадавший. Своеобразие РЯ в том, что герой “Райских яблок” одновременно и жертва, и искатель. То, что он пострадавший, очевидно (земное убийство), а мотив искательства скрыт (это звено той же цепи, что и скрытые недостача и цель).

* * *
О других отличиях сюжета РЯ от сюжетной схемы волшебной сказки.

В волшебной сказке герой вступает в борьбу с различными негативными персонажами. В “Яблоках” отсутствует мотив борьбы.

Расширим тему. Борьба, схватка - частные проявления диалога, прямого общения. В сюжете “Райских яблок” многие ситуации предполагают диалог - обмен репликами или действиями, но возникает он не всегда. Например, присутствие ангела-стрелка никак не влияет на поведение героя в кущах-садах, в эпизоде возни Петра с воротами герой тоже чистый наблюдатель, не взаимодействует он и с этапом (даже когда обращается к нему в рукописных вариантах в строфе “Ай да рай для меня...” или в песенных - “Здесь малина, братва”). Герой дважды вступает в открытый диалог с конями:

Как ржанет коренной! Я смирил его ласковым словом
Да репьи из мочал еле выдрал и гриву заплел...
Кони просят овсу, но и я закусил удила, -
И еще в финале - с Нею. Это именно реплика в диалоге, его ответное действие на ее “реплику”-поступок - ожидание. Есть и два скрытых диалога: первый - с земным убийцей (кража коней - погоня - отмщение; этот диалог, кстати, инверсная копия диалога героя с Нею, что, конечно же, неслучайно), второй - с яблоками (когда в финале герой согревает их своим теплом). Но все эти диалоги неконфликтны.

Нужно не упустить и одну деталь, связанную с доставкой героя к месту назначения, в рай. “Прискакали” - так говорят о движении по земле. Вряд ли это слово здесь случайно, ведь если бы оно противоречило пространственной организации текста, “прискакали” легко можно было заменить, например, словом “прилетели”. Мотив движения по земле - уже в прямом выражении - есть и в конце сюжета:

Вдоль обрыва <...> по-над пропастью пазуху яблок
Для тебя я везу
Если предполагаемая хронология источников РЯ верна, это означает, что из текста “Райских яблок” последовательно вымывались образы и мотивы, связанные с небом. В наброске небесная линия занимает одну из ключевых позиций:

В дивном райском саду натрясу бледно-розовых яблок
И начну их бросать по пушистым седым небесам
В черновых рукописях образы неба появляются эпизодически [70]. В песенных вариантах текста их нет вовсе. В развитии замысла от первой редакции ко второй из сюжета исчезает и оба “летящих” образа - тени в зеленом и бичи (“пролетели две тени в зелёном”, “пропорхали на крыльях бичи ”), то есть мотив передвижения по воздуху, ассоциативно связанный с небом. Это значит, что данная линия сюжету не была важна.

Заключительное воссоединение с Нею - аналог сказочной свадьбы. Отличие “Яблок” от волшебной сказки очевидно: герой не обретает новое, а возвращает утраченное. Впрочем, и тут не всё ясно, о чем мы уже упоминали ранее. Смена “жены” на “ты”, которое может означать не только жену, но и возлюбленную, и невесту, - это неопределенность или обобщение? И что оно означает?

Мы отметили далеко не все особенности сюжета “Райских яблок”, которые высвечивает сравнение с фольклорной традицией. Но для начального этапа его изучения этого достаточно.
_______

[69*] Пропп В. С. 44.
[70] Например: “В небеса(х) всё равно князь ли ты или беглый холоп” [Р2-5об], “подъём в поднебесье тяжёл” [Р2-5об, Р2-6].

(Далi буде https://about-visotsky.livejournal.com/216564.html)

-недостача, -правда/ложь, -пространство, -дар, -земля, Пропп В., -диалог/монолог, "Я когда-то умру..." (Райские яблоки), -жестокость/насилие, книга "Райские яблоки", -борьба, -Персонажи (особенности; отношения), -Темные места в текстах ВВ, -Высоцкий и фольклор, -движение по земле/воздуху/воде, -небо, -конь/лошадь

Previous post Next post
Up