ABR и эпилепсия

Dec 26, 2005 00:08

Вопрос "не смогут ли ABR занятия спровоцировать возобновление судорог? Была ли применена когда-нибудь методика ABR к деткам с эпилепсией?", насколько я понимаю, состоит из 2-х частей:
1) Является ли эпилепсия препятствием для достижения ребенком двигательного и психоэмоционального прогресса при занятиях по методике ABR.
2) Могут ли занятия по методике ABR привести к обострению - увеличению количества приступов и их тяжести.


1) Начну с общей статистики: примерно 50% из нескольких сотен детей, занимающихся по методике ABR, имеют эпилепсию, выраженную в той или иной степени.

Принципиально эпилепсия не является препятствием для достижения прогресса двигательного и психоэмоционального прогресса при занятиях по методике ABR. Наличие приступов - это только один из внешних признаков, напоминающий о присутствии нарушений в ЦНС (центральной нервной системе), но никак не первопричина поражения опорно-двигательного аппарата.

Наличие или отсутствие эпилепсии не является главным прогностическим критерием с точки зрения того, насколько «отзывчив» будет ребенок к ABR занятиям. Намного более важными критериями является общее состояние здоровья (в первую очередь дыхательной и пищеварительной системы), состояние «качества» тканей опорно-двигательного аппарата, наличие/отсутствие хирургических вмешательств, степень агрессивности фармакологического фона и др.

В тех случаях, когда приступы представляют собой некий «базовый фон», после которого ребенок быстро приходит в свое обычное состояние, наличие эпилепсии не создает каких-либо дополнительных специфических проблем. Эпилепсия осложняет процесс реабилитации только в тех случаях, когда эпилептические приступы приводят к ухудшению общего состояния здоровья - деградации функций дыхательной и пищеварительной системы, а также развитию нарушений сна, общей раздражительности и т.д..
Однако в любом случае, наличие этих сложностей не является противопоказанием для занятий по методике ABR и не является непреодолимым препятствием. Да, возникают дополнительные трудности, которые должны быть учтены в стратегии реабилитации, но не более того (далеко не единственные и не самые сложные).

2) Что касается риска обострения - увеличению количества приступов и их тяжести при занятиях по методике ABR, для ответа на этот вопрос поверхностного взгляда недостаточно и потребуется определенное заглубление в эту тему.

В большинстве случаев общий прогресс ребенка с ДЦП при занятиях по методике ABR приводит к снижению выраженности эпилепсии (снижение частоты приступов, повышение барьера резистентности к факторам, провоцирующим приступы; снижение выраженности приступов и др.).
Однако, в 10-15% случаев (5-7% от общего числа детей) возможно временное увеличение частоты приступов и/или их продолжительности. Чаще всего это характерно для тяжелых случаев - тетрапарезы, осложненные существенными деформациями туловища и сопутствующими соматическими заболеваниями.
Является ли это поводом для «паники» и противопоказанием? Как показывает практика - нет.
Во-первых, я упомянул «временное» увеличение частоты приступов и/или их продолжительности, что указывает на то, что в подавляющем большинстве случаев нам удается найти ту реабилитационную стратегию, которая позволяет стабилизировать ситуацию и встать на путь стабильного и поступательного улучшения состояния ребенка с ДЦП.

Во-вторых, необходимо четко представлять почему подобные «всплески» эпилептической активности возникают.
1) для любого ребенка с эпилепсией любые новые типы воздействий всегда несут в себе определенную вероятность того, что ЦНС (центральной нервной системе) потребуется какое-то время на то, чтобы интегрировать эти новые типы сенсорной информации, что способно привести к изменениям в характере проявления приступов.
Еще раз повторюсь - любые новые типы; неважно - новые упражнения, новые движения, новые воздействия на кожу, на слух, на зрение - любая новая сенсорная информация должна быть интегрирована центральной нервной системой и никто не может дать гарантий, что подобная интеграция у ребенка с эпилепсией пройдет абсолютно гладко.
В этом плане более важен другой вопрос - а насколько реабилитационная методика способна справиться с подобными «штормовыми» ситуациями и интегрировать возросшую активность ЦНС на новом более высоком уровне? Как показывает практика, методика ABR обладает достаточным арсеналом подходов для того, чтобы преодолеть сложности и добиться стабильного прогресса в состоянии ребенка.

2) для любого ребенка с эпилепсией любой прогресс в двигательном и психоэмоциональном развитии всегда несет в определенную вероятность того, что ЦНС потребуется какое-то время на то, чтобы интегрировать возросший уровень сенсорного входа - эффект узкого «бутылочного горлышка», когда текущая «пропускная способность» ЦНС не успевает за резким увеличением объема поступающей информации.
Опять же, при правильно организованной реабилитационной методике - это временное состояние, но надо понимать как из него выйти.

В свете этого родители ребенка с ДЦП, страдающего эпилепсией всегда должны сделать для себя четкий выбор, какой стратегии придерживаться: «пассивной» или «активной».
Пассивная стратегия - основана на «страхе» перед приступами. Основной пример - фармакологический подход. В этом случае основной задачей ставится подавление приступов, даже в ущерб двигательному и психо-эмоциональному развитию ребенка. Вы наверняка встречали детей, находящихся под высокими дозами противоэпилептических препаратов - вялое сонное состояние, низкая активность, гипотонус. Активность головного мозга подавляется, любой прогресс принимается по остаточному принципу - «лишь бы не спровоцировать приступ». В этом случае всё вращается вокруг подбора соответствующего коктейля препаратов. Однако, необходимо помнить, что при пассивно-фармакологическом подходе:
а) в самом лучшем случае стабильное подавление приступов для детей с ДЦП достигается в 25-30% случаев;
б) подавление приступов самих по себе ничего не изменяет на более глубоком уровне - ЦНС по-прежнему работает в патологическом режиме;
в) в любой момент даже те приступы, которые удалось подавить, могут возобновиться как результат физиологических изменений ребенка по мере взросления и роста (особенно пубертатный период).
Поэтому, пассивная стратегия - это «жизнь на вулкане», постоянный страх перед возобновлением приступов.
По большому счету - это наследство страхов 1950-60-х годов (до появления ЯМР), когда считалось, что каждый приступ приводит к дополнительному поражению головного мозга, и «защита» от этого дополнительного поражения оправдывала любые, сколь угодно токсические препараты, направленные на подавление активности головного мозга.
К настоящему времени доказано, что эти страхи не соответствуют действительности (cвидетельств того, что эпилептические приступы приводят к дополнительному поражению головного мозга, не найдено (за исключением сверхредких сверхтяжелых случаев, несмотря на все попытки найти такие свидетельства на протяжение последних 30 лет с момента изобретения ЯМР). К сожалению, в России неврологическая школа, лишенная ЯМР вплоть до 90-х годов, намного более консервативна, поэтому многие врачи продолжают «пугать» пациентов до сих пор, рисуя мрачные картины того, как каждый приступ привносит дополнительные разрушения в ткань головного мозга.

Активная стратегия - основана на приоритете достижения прогресса в двигательном и психо-эмоциональном развития ребенка.

В этом случае наличие приступов рассматривается как дополнительный фактор в общем состоянии ребенка, требующий учета в реабилитационной стратегии, но при этом приоритет отдается действиям, направленным на повышение двигательных способностей ребенка и его психоэмоционального развития.
Основной критерий активной стратегии - четкая формулировка целей прогресса:
- в общем состоянии здоровья
- в структурном состоянии опорно-двигательного аппарата
- в двигательном развитии
- в психоэмоциональном развитии
- в интеллектуальном развитии
Каждый из предлагаемых «на рынке» методов терапии оценивается родителями с точки их способности к изменению состояния ребенка по одному или нескольким параметрам.
При таком подходе родители отдают себе отчет в том, что подключение новых методов в реабилитационный процесс (неважно, новая ли это диета, новый образовательный курс или новая методика двигательной реабилитации) всегда содержит определенную вероятность изменения характера эпилептической активности. Однако, метод оценивается прежде всего с точки зрения его эффективности относительно достижения поставленных целей.
Простой пример, если новая диета привела к улучшению сна, деятельности пищеварительной системы и общей активности ребенка с ДЦП, но сопровождалась учащением приступов с одного до двух раз в день, то в этом случае, с точки зрения активной стратегии, такой «обмен» оправдан.

ABR безусловно относится к активным методам. Наша методика направлена на нормализацию структур опорно-двигательного аппарата и поступательное прохождение фаз моторного развития ребенком с ДЦП, и именно достижение прогресса по этим направлениям рассматривается нами, как основной критерий правильности реабилитационной стратегии. Мы наблюдаем временное увеличение частоты приступов достаточно редко, тем не менее этот вариант нельзя абсолютно исключить. В таком случае, если необходимо, мы вносим поправки в подбор упражнений и технику их исполнения для того, чтобы обеспечить ребенку максимальный прогресс с одновременным сохранением комфорта.

Самая большая ошибка, которую допускают многие родители детей с ДЦП - это попытка совместить пассивную и активную стратегию «в одном флаконе». Такая попытка получить «2 в 1» - это источник бесконечных стрессов, метаний от одного к другому и, в конечном итоге, она приводит к тому, что любой прогресс становится принципиально невозможным.

Поэтому, я настоятельно рекомендую хорошо подумать, взвесить все за и против, и только после этого принять решение о долгосрочной стратегии, которой Вы сможете стабильно следовать.

Леонид Блюм
Previous post Next post
Up