ограничения тестирования

Sep 22, 2005 08:52


Свершилось!! Публикуя материал о тестировании контроля головы, я, с волнением, ожидал каверзных вопросов - протестировал жену - явное отсутствие контроля головы! У неё - остеохондроз шейного отдела, но она же ходит?!, да и от родителей гипотоников тоже следовало ожидать бурной реакции - но в ответ была тишина. И наконец, на одном из форумов я нашел маму девочки-гипотоника, которая говорит о том, что эти тесты не совсем корректно работают на гипотониках.
И вот теперь, я получил повод опубликовать вторую часть этой методики тестирования -
Тестирование и его ограничения.


Тестирование ребёнка с ДЦП на предмет реализации определенных этапов моторного развития и качества структуры опорно-двигательного аппарата (контроль головы, сидения и пр.) - это процесс, состоящий из нескольких этапов.

И первый этап - это предварительная оценка.
На этом шаге задача заключается в том, чтобы путем минимального количества тестов оценить этап развития, на котором находится ребёнок.
Например, базовые тесты анализа диапазона и характера пассивных движений головы позволяют оценить наличие этапа контроля головы для большинства детей с доминирующим гипертонусом («спастические» формы). Основная цель этого первого приближения - разъяснить, что «удержание» головы в каком-то единичном положении отнюдь не означает, что присутствует «контроль» движений головы. Очевидно, что пассивные движения «легче», чем активные (те, которые ребёнок делает самостоятельно). И если ребенок не имеет полного диапазона пассивных движений в трех плоскостях, даже когда движения выполняются экзаменующим, то говорить об активном «контроле» явно не приходится.
Если подобное первое приближение позволяет охватить 2/3 случаев, то мы считаем такую информативность вполне достаточной.
«Охваченные» 2/3 означает, что:
а) у 2/3 очевидно здоровых людей тест не выявит отклонений.
б) у 2/3 детей с ДЦП будут выявлены проблемы: ограничение диапазона движений; вовлечение патологических осей движений; будут задействованы те элементы опорно-двигательного аппарата, которые не должны принимать участия в этом движении и т.д.

Как быть с оставшейся 1/3?
Этот вопрос состоит из двух частей:
а) условно здоровые люди, у которых тест выявит ограничения диапазона движений
б) случаи явной патологии, которые будут упущены из виду, и ошибочно интерпретированы, как «здоровые» (в первую очередь, случаи с гипотонусом).
Напомню, что полноценный контроль - это сочетание наличия целого ряда факторов: мобильности; стабильности; правильных осей движения; достаточной мышечной силы.
Что касается а), то, например, любой человек, страдающий остеохондрозом шейного отдела позвоночника явно будет иметь ограничения в подвижности. Означает ли это, что наличие остеохондроза эквивалентно отсутствию контроля головы? Разумеется, нет. Действительно, диапазон движений у человека с остеохондрозом ограничен, однако по другим параметрам отклонений не будет - нормальные оси движения; отсутствие патологической гипермобильности в соседних элементах опорно-двигательного аппарата и др. Он по-прежнему будет способен контролировать положение головы при движениях рук и туловища; будет способен возвращать голову в исходное положение при отклонении от него и пр.
В случае б) - дети с гипотонусом - в этом случае, наоборот, ограничения диапазона пассивных движений не будет, но это ещё не означает, что контроль головы есть.
В этих случаях необходим более глубокий анализ. Именно для этого нами была разработана система тестирования, включающую в себя более развернутую матрицу тестов, которая должна быть оценена только в совокупности:
  • анализ причины ограничения движений (мышцы передней и/или боковой и/или задней поверхности тела; поверхностные или глубокие мышцы; дистальные или проксимальные отделы мышц и т.д..)
  • анализ причины видимой полноты диапазона движений (нестабильность и патологическое вовлечение тех элементов опорно-двигательного аппарата, которые не должны принимать участия в этом движении; наличие патологических осей движения и др.)
  • дополнительные активные тесты - на способность к удержанию заданных положений головы непосредственно и при движении соседних элементов опорно-двигательного аппарата; возврат в заданное исходное положение при отклонении от него; и др.
    Например, для гипотоников наиболее информативными являются тесты, при которых вес тела переносится на грудную клетку, без вовлечения рук, такие как:
    - из положения лежа на спине поднять туловище ребёнка, поддерживая двумя руками в верхней 1/3 грудной клетки, но ниже шеи. По мере подъема, голова будет запрокидываться назад. В течение первых нескольких секунд ребёнок может попытаться удерживать ее от падения вниз и назад за счет перенапряжения передних мышц шеи, но очень скоро слабость глубинных структур шеи приведет к запрокидыванию головы и неспособности вернуть ее в горизонтальное положение. (Здоровый ребёнок справится с этим тестом без малейших проблем).
    - из положения лежа на животе поднять туловище ребенка, поддерживая двумя руками в верхней 1/3 грудной клетки, но ниже ключиц. Подняв на высоту, на которой будет невозможна помощь руками, подержать некоторое время (30 сек и более). Возможно, что в течение первых секунд ребёнок будет стараться удержать голову за счет напряжения грудной клетки и трапециевидных мышц, но вскоре грудная клетка начнет «проваливаться» под Вашими руками (особенно если слегка встряхнуть туловище ребенка (с амплитудой 5-10 градусов)). После этого голова упадет вниз, руки ребёнка повиснут, без возможности вернуться в горизонтальное положение. Опять же здоровый ребёнок уже в возрасте нескольких месяцев не испытает ни малейших проблем со свободно контролируемыми движениями головы в этом положении.
    Т.е. каждый отдельный тест не дает возможности полноценно оценить ситуацию, только их совокупность, объединенная в матрицу, позволяет сделать это.
    Именно поэтому, полное ABR тестирование включает в себя по нескольку десятков, взаимопересекающихся тестов для каждого из основных отделов опорно-двигательного аппарата (голова, шея, плечевой пояс, грудная клетка и т.д.).
    Чаще всего на практике тестирования ребёнка с ДЦП мы столкнемся со следующей ситуацией: скажем из 30 проведенных тестов, имеющих отношение к контролю головы, 20 будут бесспорно демонстрировать отличие между здоровым человеком и ребёнком с ДЦП; еще 5 будут принадлежать к области «да-нет» и еще 5 будут условно неотличимы.
    Для ребёнка с другой формой ДЦП и другой тяжестью поражения мы будем иметь аналогичное распределение, но распределение между тем какие именно тесты окажутся «явными», «спорными» и «неотличимыми» будет другим.
    Именно в этом и заключается достоинство матричного подхода к тестированию, которым пользуется ABR.

    Формализация полной биомеханической матрицы, по которой проводится ABR тестирование - это весьма трудоемкая задача, в которой достаточно много сугубо научных нюансов.
    Целью публикации небольшого числа тестов является ознакомление родителей детей с ДЦП с основными принципами биомеханического подхода. Причем, большинство воспринимает эту последовательность тестов как линейную, да ещё и невзаимосвязанную. Что - методологически неверно, но делать первый пост с полным перечнем тестов, фотографий, пояснений о технике исполнения, «тонких моментов» и нюансов - вряд ли имеет смысл - из-за значительности временных затрат и его явной "нечитабельности" и невостребованности.

    тестирование контроля головы - как первой ступени вертикализации

  • abr, ограничения тестирования, head control

    Previous post Next post
    Up