(
предыдущ. часть)
Так была ли тарантелла связана с эрготизмом?
Основное, и на первый взгляд логичное возражение - в Италии рожь не была распространена. Второе возражение - безумие странно распространялось с юга, а не с севера.
«Поскольку рожь мало выращивали в Италии, - пишет Баргер, - неудивительно, что итальянские хронисты, не в пример французским, не упоминают «священного огня». (Barger, 1931, p57)
Ровно такие же соображения не дали Карло Гинзбургу эту связь найти для ливонских и итальянских ликантропов: «прослеживать нити, которые связывали эти верования с балтийским или славянским миром, очевидно, вне возможностей этого специфического исследования» (Carlo Ginzburg, 1966). Мирча Элиаде, разбирающий исследование Гинзбурга, ее тоже
не заметил. Бернс отметил, что «Ливония на Балтии имела необычную мифологию хороших оборотней, которые, как и фриульские бенанданти, боролись с дьяволами и ведьмами», но связи тоже не видит.
А не видят они ее, потому что отравление спорыньей просто не рассматривают. Но действительно ли в Италии не было ржи? Если мы предположим, что теория эрготизма верна для этих феноменов, то по минимуму нам нужно доказать, что рожь была как на севере Италии (для оборотней) и на юге (для плясунов). При этом на севере в Ломбардии эпидемия конвульсивного эрготизма была таки зарегистрирована в 1693 году, большие вспышки были в Турине (1789) и Милане (1795) (Barger, 1931).
Значит, рожь там скорее всего была? Да, была. «Rye was grown successfully in sub-continental northern Italy» (Alan K. Bowman.
The Cambridge ancient history Cambridge University Press, 2000, p 684). Или так: «Средиземноморские зерновые культуры, такие как рожь в северной Италии, пшеница в других местах..». (
"Italy." Encyclopedia Britannica. 2009). Бенанданти попали в поле зрения инквизиции в XVI веке. Значит, рожь всяко должна была появиться раньше? Она и появилась: «Рожь, выращиваемая в северной Италии к четырнадцатым и пятнадцатым столетиям, стала более важным компонентом пищи, когда Венецианские и римские правительства начали импортировать ee из Балтии в кризисе 1590-ых.» (Black C Staff, Christopher Black.
Early Modern Italy: Social Hist , 2002)
Окончание последней фразы объясняет ситуацию с тарантеллой. Название танца происходит не от тарантула, как многие считают, а от города Таранто. И сам паук тарантул тоже назван так «в честь» города. Ибо именно в тех местах и водился. Что, кстати, полностью его, паука, реабилитирует - тарантеллу со временем стали плясать далеко за пределами Апулии, где тарантулы не распространены.
Так что же особенного в городе Таранто? То, что это старинный порт. Тарент (первоначальное название города) был основан спартанцами в 706 г. до н. э. на границе Апулии, Лукании и Калабрии на берегу обширного Тарентского залива. Этот древнегреческий город-государство контролировал обширную и богатую сельскохозяйственную округу, имел самую большую и удобную гавань в Южной Италии и был крупнейшим центром ремесла и торговли. В VII вв. до н.э. он стал одним из наиболее богатых, многолюдных и могущественных полисов Великой Греции. В начале III в. до н. э. незначительный конфликт между Римом и Таранто послужил причиной Пирровой войны. Пиррову победу помните? «Ещё одна такая победа, и я останусь без войска» - заметил царь Пирр и был разгромлен. Таранто был вынужден сдаться римлянам и стать их зависимым союзником (272 г. до н. э.).
В XVI веке морским путем в Италию завозили рожь с Балтии. Из Турции хлеб подвести было невозможно. В голод 1590-х Краков прибыло посольство с намерением организовать переброску хлеба в Италию из Польши на огромных баржах по Европейским рекам. Этот проект оказался слишком сложным и хлеб отправили в Италию морем, на кораблях через Гибралтар.
В восточных землях Германии уже я в XV в. в среде дворянства наметился подъём хозяйственной активности в связи с начавшимся вывозом хлеба из некоторых стран Северо-Восточной Европы за границу - главным образом во Фландрию и Северные Нидерланды. По сообщению одного польского хрониста, летом 1481 г. из польского порта Гданьска отплыли на запад - в Голландию и во Фландрию 1 100 больших и малых кораблей, гружённых польским и немецким хлебом. (Всемирная история. Энциклопедия. Том 3. 1957 год, Глава XLII. Германия в XIV-XV вв.)
В результате этой торговли при поставках зараженной ржи из Пруссии в Нижних странах как раз и случилась эпидемия конвульсивного эрготизма в
Брабанте в 1556 году. (Barger, 1931, p65)
Особенно много ржи из Балтии появилось в Италии к концу XVI века, причем на качество ее во время голода внимания не обращали:
«В 1591 г. голод в Средиземноморье означал поворот на юг для сотен северных парусников, груженных пшеницей или рожью, засыпанной прямо в трюмы навалом. Крупные купцы, не обязательно специалисты по торговле зерном, а вместе с ними великий герцог Тосканский, провели показательную операцию. Несомненно, чтобы отвлечь парусники Балтики от их обычных путей, они должны были дорого заплатить за свои грузы. Но продали-то они их в изголодавшейся Италии на вес золота. Завистники утверждали, что прибыль составила 300% у таких очень крупных купцов, как Шименесы, португальцев, обосновавшихся в Антверпене и вскоре оказавшихся в Италии» (Бродель Ф.
Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв.)
И последний штрих - уточним, везли ли рожь из Балтии раньше, или только в кризис 1590-х начали. В кризис, понятно, везли много, голод был силен: «В Риме во время жестокого голода 1590-1591 гг. каждый день кто-нибудь умирал голодной смертью, а „папа Григорий XIV перестал выходить на улицу, чтобы не слышать стенания толпы“». (Жан Делюмо. Ужасы на Западе) Но рожь начали завозить уже раньше, Густав Уттерстрём отмечает «Увеличение ввоза прибалтийского зерна в Средиземноморье, начавшееся с 90-х годов XVI в» (Э. Ле Руа Ладюри. История климата с 1000 года).
Так что своим распространением, или даже возникновением, тарантелла, похоже, обязана именно балтийской ржи.