День Спорыньи

Jun 07, 2010 16:19


Сегодня, кстати, праздник. День росы святого Ферапонта, или Иванов день, по народному календарю. Вот все и постят сегодня про медвяные росы и, конечно, врут нещадно, пытаясь объяснить, что это такое. Христиане же празнуют ныне день третьего обретения головы Иоанна Крестителя - она у них все время теряется куда-то. Потеряют - найдут, потеряют - найдут.., все не скучно. Так что же такое медвяная роса?

Роса святого Ферапонта

С Иванова дня пошли медвяные росы (вредные)

В. Даль. Пословицы русского народа

Спорынья имеет довольно сложный цикл развития, поэтому разные стадии долго считали совершенно различными типами грибков. При этом если «рожки» - то, что обычно и подразумевается под спорыньей - носили в России сакральный характер, ассоциируясь с прибылью, удачей и урожаем, то предыдущая стадия, «медвяная роса», со спорыньей не связывалась и обычно считалась вредной.

В народном календаре 7 июня - Иванов день. Иначе его называют Иван Предтеча, Иван Постный, Иван Медвяная роса, Ферапонт Рябинник, Ферапонт Худые росы. Само название дня, данное ему народом, говорит, что начинается пора вредных медвяных рос: «Медовая роса ржавами ведает, сладко стелется да больно выедает».

25 мая / 7 июня - Иоанн Предтеча. Ферапонт. С Иванова дня пошли медвяные росы (вредные, якобы поражающие растения ржавчиной). «От Ферапонтовой росы и трава ржавеет». На Ферапонта первые худые росы. Заболеет ли скотина, говорят: «Верно напала на медвяную росу». Заблекнут ли листья на дереве, считают, что завелась медвяная роса. Заболеет ли ребенок, думают, наверное он бегал по медвяной росе. Однако за этими росами признается и целебная сила.1
Как нередко случается, в народном сознании и дни перепутались, и виды медвяной росы, и виды болезней. День Иоанна Предтечи - это праздник Ивана Купалы, или Иоанна Крестителя, отмечаемый 7 июля по новому стилю, а где христианство не привилось, там сохранилось местами древнее его название - Ярилин день. Это был праздник летнего солнца и созревания плодов. Иванов же день мог появиться только в более позднее время, ибо до прихода христианства ни еврейского имени Иван, ни ржи со спорыньей на Руси не было. Скотина, впрочем, могла травиться спорыньей на лугах, но вряд ли дикая спорынья появлялась столь массово без ржи как инкубатора. Христиане считают Иванов день - днем третьего обретения головы Иоанна Крестителя. Св. Ферапонт, кипрский епископ IV века, к спорынье, понятно, тоже отношения не имеет, но ему случилось попасть в святцы на этот день. Схожесть этих дней была и с упоминанием росы, но то была простая роса, а не медвяная. Ее использовали как средство от прыщей и клопов. Вместо росы можно было использовать священника:

На Ивана Купалу утром собирали росу, она считалась особенно целебной. В Вологодской губернии, отмечали этнографы, бабы ходили «черпать росу». Для этого бралась чистая скатерть и бурак (сосуд из бересты), и с этим отправлялись на луг, где расстилали скатерть по траве, волочили ее, а потом выжимали в бурак собранную росу. Затем умывались этой росой, чтобы на лице не было угрей, прыщей и вообще - чтобы быть здоровым целый год. В Пензенской губернии также собирали росу, но не только для здоровья, а и для чистоты. Росой кропили кровати и стены дома, чтобы не водились клопы и тараканы. Существовало и другое средство избавления от клопов и тараканов. Ждали прихода священника; когда он, окропив святой водой избу, собирался уходить, нужно было незаметно для него и быстро вслед мести пол, приговаривая: «Куда поп, туда и клоп». И успокаивали себя: «После этого ни одного клопа не останется, все побегут за ним в тот дом, в который он направляется».2

Другая путаница - это упоминание связи медвяной росы со ржавчиной, как, например, в словаре Даля:

Медовая или медвяная роса, болезнь растений, причем они покрываются сладковатым, липким потом, который обращается в ржавчину; нападает особенно при наливе хлебов на рожь, и колос гибнет; медовая падь, мох, который любят пчелы.3
Медвяная роса - это один из циклов развития спорыньи, и к другой болезни злаковых - ржавчине - отношения не имеет. Медвяная роса помогает спорынье распространяться.

В завязи образуется плотная масса мицелия, покрытая слоем конидиеносцев, продуцирующих огромное количество мелких конидий, погруженных в капли «медвяной росы». Медвяная роса имеет неприятный запах и содержит большое количество сахара. Привлеченные её насекомые переносят конидии на здоровые растения.4
Надо все же отдать в этом случае должное наблюдательности народа - вред медвяной росы, в отличие от сакральных рожков спорыньи, был в какой-то мере давно замечен, о чем свидетельствуют народные поговорки: «Выпала медовая роса - моровая на скотину пошла», «Медвяная роса мор нанесла» и др. Дети же, которым в некоторых губерниях строго-настрого запрещали бегать по росе, могли заболеть не от «бега по росе» от того, что этой медвяной росой любили лакомиться.

В этот день роса выпадала. На вкус - сладкая, медвяная, а на самом деле - пагубная. По поверью народному, это мертвая роса. Ее только знахари-травники собирали, чтобы лечить сначала мертвой, а потом живой водой. Людям же и животным в этот день ходить по росе нельзя, так что утром в поле-огороде работ не было, а скотину выгоняли на пастбище, когда роса спадет. Ферапонта слезно просили медвяные росы отвести.5
Сок растений, выпот которого образуется на листьях  некоторых лиственных деревьев и хвое ели, также называют медвяной росой. Еще медвяной росой часто неверно называют падь - выделения тли, червецов, листоблошек и других насекомых, питающимися соком растений. В XIX веке еще думали, что медвяная роса на ржи происходит от тлей. Падевый мед, собираемый пчелами - это обычно именно от пади, а не от медвяной росы. Впрочем, бывает и такое малоизвестное исключение:  в осеннее время, не имея другого взятка, пчелы «сосут сладкие ягоды (малину), плоды шиповника, берут сладкие выделения на ржи при поражении ее  спорыньей».6

Причиной посещения пчелами ржи и других злаков является ядовитый гриб-паразит - спорынья, растущий на колосьях ржи в виде небольших удлиненно-продолговатых, несколько искривленных, темно-фиолетовых, с беловатым стирающимся налетом твердых рожков. Весной споры этого гриба попадают на ржаной колос, в котором начинает образовываться сладкая жидкость (падь). Вначале образуются только небольшие капли ее, постепенно увеличивающиеся и стекающие по колосу. В местах, где спорынья выращивается для медицинских целей, гриб образует только сладкую жидкость, с нее пчелы могут собрать взяток чистого спорыньевого меда.7
«Любопытно отметить, что спорынья является также вредной и для пчел, как об этом сообщает И.А. Каблуков (1920) - пишет  миколог Ячевский, но добавляет: - имеет ли этот мед ядовитые свойства для людей, не выяснено».8

Что касается пчел, то вред подтверждается: «Характеристика вредного значения спорыньи будет неполной, если не упомянуть об отрицательном влиянии ее на пчел. Последние погибали целыми семьями от поедания ее на бескорневищном пырее»9, а влияние спорыньевого меда на людей, похоже, никто так и не исследовал. Так что успевали ли сами пчелы набрать его достаточное количество до своей смерти, и был ли этот мед ядовитым и галлюциногенным - вопрос остается открытым.

1. Народный месяцеслов: Пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде / Сост. и авт. вводи, текстов Г. Д. Рыженков; Вступ; ст. и словарь А. Н. Розова; Оформ. Т. М. Чирковой. - М.: Современник, 1992.
2. Юрий Круглов. Животворящее лето. «Слово», 2002
3. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 2 тт. Т.1: Olma Media Group, 2002  С. 873
4. Зуева Г.А. Лекции по систематике низших растений. Елабуга: ЕГПИ, 2001
5. Решетников Н. Русский народный календарь: пословицы, поговорки, обычаи, обряды, имена. Olma Media Group, 2005, стр. 153
6. Глухов, М.  Важнейшие медоносные растения и способы их разведения. Государственное сельскохозяйственное издательство «Новая деревня», 1929  С. 103
7. Крижан В. 1000 вопросов и ответов из пчеловодства / перевод со словацкого. Алма-Ата: Кайнар, 1976
8. Ячевский А.А. Основы микологии: посмертное издание‎. 1933. С. 354
9. Горленко, М.В. Грибы - друзья и враги человека. Советская наука, 1956. С. 86

спорынья

Previous post Next post
Up