Общественные кампании в интернете: Калининградская область

Apr 17, 2014 13:19

Восьмая глава исследования " Общественные кампании в интернете: опыт российских регионов", посвященная Калининградской области.
Предыдущие главы: Астраханская область, Брянская область, Воронежская область, Владимирская область, республика Коми, Тверская область, республика Марий Эл.

Калининградская область


Самую западную территорию России можно по праву назвать одной из самых успешных в интернет-коммуникации. Калининградская область совсем небольшая и по размеру и по населению (около миллиона), и политическая активность сосредоточена в основном в столице, где проживает почти половина населения области.При этом доля интернет-пользователей в области составляет 54 процента, что является весьма высоким показателем на фоне других регионов России.

Среди ведущих блогеров, пишущих на общественно-политические темы, преобладают молодые мужчины, однако в целом в общественно-политическом сегменте наблюдается гендерное равенство.

Активная интернет-жизнь в области требует участия в ней и представителей власти.Губернатор области Николай Цуканов «ворвался» в рейтинг Медиалогии в феврале 2013 года со своим блогом в Твиттере https://twitter.com/TsukanovN, который он, впрочем, начал вести еще в январе 2011 года. Микроблог обновляется с завидной регулярностью, но в последнее время носит очень официозный характер: отсутствуют реплаи, высказывания от первого лица единственного числа заменяются на сообщения про «мы» или страдательный залог. Между тем вначале Цуканов вел более живо и «человечно», позволяя себе такого рода записи: « Спасибо. Вот собью температуру - и завтра на работу )».

Как отметили наши собеседники, после митингов 2010 года в интернет-среду стали внедряться провластные блогеры, которые были призваны изменить настрой интернет-аудитории. В руководстве города и области появились чиновники, которые начали вплотную работать с Интернетом.
По мнению некоторых наблюдателей, властям даже удалось разрушить работу клуба блогеров «Амберкант», который сам себя характеризует как "Сообщество блогеров, хипстеров и прочей интеллигенции Калининградской области."
О том, как в клуб внедрялись «тролли», описано например, у жж-юзера larisa_tr: «Результат - ничегошеньки важного обсудить категорически невозможно. Оппозиция при едросах только язвит. Едросы блокируют любую конструктивную тему». Последняя встреча клуба состоялась в конце 2013 года, после этого его активности не было замечено.
В свое время в Калининграде возникали и другие блогерские клубы, в связи с тем, что здесь очень развита общественно-политическая блогосфера.

Сложно выделить одну площадку, которая была бы наиболее популярна в общественно-политическом сегменте: до сих пор пользуется некоторой популярностью ЖЖ, но уже довольно сильно развито местное сообщество в ВК, ФБ и Твиттере. Показательно, например, что один из активных блогеров Роман Юхновец имеет свои блоги на всех этих платформах, а также в блогах региональных («Руград»http://rugrad.eu/communication/blogs/roman_yhnovec/ и «Новый Калининград»http://www.newkaliningrad.ru/forum/blog/843-blog-juhnovca-romana/) и федеральных («Эхо Москвы» http://www.echo.msk.ru/users/roman_yhnovec/) СМИ.
Интересно, что в Калининграде большой отклик в блогосфере получают чисто политические темы , связанные с требований отставок или выборов чиновников тех или иных уровней. Также эффективно проходит сбор средств на лечение или другие благотворительные цели, а также популярны истории, связанные с сохранением города.

Мандариновая революция - предвестник «Белой зимы»
В начале всей этой громкой политической истории лежало необдуманное решение властей: повышение транспортного налога с 1 января 2010 года. Первыми возмутились автомобилисты и байкеры, которые провели несколько ярких, но не столь многочисленных акций протеста еще в конце 2009 года. Затем к ним подтянулись и другие горожане, которых интересовал не столько транспортный налог, а вся политика, проводимая приехавшим из Москвы губернатором Георгием Боосом и «Единой Россией». Часть протестных настроений даже была направлена на Владимира Путина и Дмитрия Медведева, которые «прислали» калининградцам Бооса.
После «автомобильного» митинга 12 декабря 2009 г. количество интересующихся проблемой в Интернете резко увеличилось. Успех акции вдохновил. «Настроения» в обществе нарастали весь январь, властям даже пришлось снизить пресловутый транспортный налог, но было уже поздно: 30 января 2010 года в Калининграде состоялся митинг, на который вышли 12 тысяч человек, что довольно много для полумиллионного города. Потом акции протеста несколько раз повторялись и в итоге привели к отставке губернатора Георгия Бооса через несколько месяцев.

Впрочем, перед митингом 30 января активность в блогосфере не была такой уж заметной, видимо, высока была роль СМИ и оффлайновой рекламы. В этом смысле, а также с точки зрения самоорганизации граждан через Интернет, самой интересной акцией стала вторая, прошедшая в марте. Именно из-за нее всю историю со снятем Бооса назвали «мандариновой революцией».

Организатором январского митинга выступило региональное оппозиционное движение "Справедливость",к которому присоединились почти все политические силы, кроме «Единой России».Следующий митинг был назначен на 20 марта, однако в самый последний момент организаторы - лидер "Справедливости" Константин Дорошок, депутат областной Думы Соломон Гинзбург и учредитель еженедельной бесплатной газеты "Дворник" Арсений Махлов отказались от его проведения, заявив, что «не хотят подвергать опасности людей, так как подозревают власть в подготовке жестокого разгона акции» В сети начали появляться слухи о том, что в городе находится батальон «Зубра» для силового разгона акции.



Идея как-то использовать мандарины как символический предмет на предстоящем митинге возникла еще в начале марта, когда о запрете и отказе от митинга организаторами ничего еще не было известно.Дело в том, что «Мандарином» в городе называли как раз Бооса по аналогии со сказкой Джанни Родари про Чипполино. «Мандарин должен быть разрушен 20 марта», - писал ЖЖ-юзер jaybe 4 марта 2010 года. 6 марта стало известно, что власти отказываются согласовывать митинг. В связи с этим в сети появились записи о том, что люди пойдут на митинг «все равно». А когда стало известно, что на месте проведения митинга будет проходить сельскохозяйственная ярмарка, креативная идея родилась, видимо, сразу в нескольких головах. «Купить много мандаринов, нечаянно их ронять и топтать.»,- писал 12 марта ЖЖ-юзер jozi_z_bazin Тогда же начали употреблять и слово «флэш-моб» по отношению к предстоящей акции.

13 марта идея с мандаринами охватила многие умы - предлагалось написать на них «Боос» или просто перечеркнуть, кидаться ими, топтать, устроить метания в унитазы и пр. В итоге все получилось очень красиво « На площади у дома Советов собрались несколько тысяч человек. Люди поднимают вверх руки с мандаринами и скандируют "Бооса в отставку"», - написал 20 марта жж-юзер kysss. Силу против участников флэш-моба не применяли. Всего на акцию без официального организатора собралось около 2 тысяч человек.

Блогеры за брусчатку

Не чужды калининградским блогерам и активность в защите исторического наследия своего города. В мае 2012 года в интернете появились тревожные сообщения о том, что на нескольких улицах Калининграда убирают старую немецкую брусчатку, для того, чтобы заменить её асфальтом.
В итоге, в течение лета, культурная общественность города объединилась вокруг проблемы брусчатки, дискуссии переросли в обсуждение сохранения и восстановления исторического облика города в целом. Протест возглавил руководитель региональной организации Союза российских писателей Борис Бартфельд, который опубликовал эмоциональный «Манифест-2024» о судьбе Калининграда.
В клубе «Амберкант» прошла встреча по поводу восстановления Королевского замка, эта тема также поднялась на волне борьбы за сохранение брусчатки. Надо сказать, что борьба с асфальтом хоть и расширилась до гораздо более масштабных тем, однако не смогла объединить значительное количество блогеров. Тем менее действия объединившихся оказались более-менее успешными, так как в сентябре было объявлено, что исторический центр реконструкция мостовых не коснется.

Фруктовый позитив

В августе 2011 года блогер Дмитрий Трунов выложил у себя в ЖЖ следующий пост: «Уважаемые блогеры. Предлагаю тему. Сегодня увидел вот что: Кстати, если у кого излишки урожая, Калининградский зоопарк будет рад яблокам, кабачкам, моркови. Звонить по тел. 93 74 03. Было начирикано в твиттере». В итоге в Интернете развернулась кампания по сбору овощей и фруктов для обитателей знаменитого Калининградского зоопарка.

В ближайшие выходные группа блогеров отправилась в яблоневый сад, где насобирали для животных 10 мешков яблок. Об акции написали уже в местных СМИ, а сам Трунов выложил большой фото-отчет в своем ЖЖ. Подобные вылазки потом повторялись, животным привозили разные фрукты. Со стороны некоторых блогеров акция вызвала легкую критику в связи с тем, что тем самым участники акции помогают неэффективному руководству зоопарка.

Блогеры давно были недовольны работой администрации «У нас в Калининграде остался после немцев (!) зоопарк, так я стараюсь быстро проходить и не смотреть на несчастных животных (он в центре города и считается хорошим) - у льва остались одни глаза, а хребет как арматура торчит .Стыд и ужас. Половина подохла от недокорма... Измученные, неухоженные, руководство зоопарка кричит, что нет средств. Помогают кое-как спонсоры. Да что говорить... надо увидеть», -написала irina_fresh21 в комментариях к одной из своих записей в ЖЖ.

В августе 2011 в калининградском зоопарке погибли 7 молодых кенгуру, карликовая бегемотиха и двухдневный бизон. В сентябре этого же года глава Калининграда Александр Ярошук освободить от занимаемой должности директора Калининградского зоопарка Людмилу Аноку. После увольнения Аноки в Сети нашлись и ее защитники, которые вслед за СМИ утверждали, что причины смерти животных не связаны с качеством их содержания.

Блогеры очистили косу
Ровно через год после сбора яблок блогеры переключились на уборку калининградских побережий от мусора. Те же Дмитрий Трунов и Роман Юхновец организовали через Интернет миниэкспедицию на Куршскую косу в рамках проекта «Блогер против мусора». В отличие от многих регионов, акция в Калининграде была чисто гражданская, а не официозная.

Собирали людей через соцсети, а также помогала пресс-служба национального парка «Куршская коса». Поскольку времени на подготовку было мало, собралось только человек 15. Однако участники акции собрали больше 20 мешков различного мусора. В наиболее загрязнённых местах были закреплены таблички с надписью «Тут убрали, просьба больше не сорить!».» От себя добавлю, что по моему мнению акция удалась несмотря ни на что. Я уверен, что в следующем году мы вновь соберемся и…приберемся)))», - писал один из организаторов в отчете по итогам акции.

Previous post Next post
Up