То, что власть в России использует административный ресурс для достижения желаемых для себя результатов, - это притча во языцех. Настолько, что мы не обращаем внимание на главный вывод из этой притчи: использование административного ресурса на выборах ОБЕССМЫСЛИВАЕТ сам институт выборов. Общественные ресурсы (которые и составляют основу административных) переданы власти народом добровольно для реализации общественных интересов (так, по крайней мере, предполагает наша Конституция) и не могут использоваться самой властью для самовоспроизводства. В противном случае будет нарушаться тот самый народный суверенитет, который упомянут в третьей статье Конституции вместе с инструментом поддержания этого суверенитета - свободными выборами.
Иначе говоря, использование административного ресурса - главный признак отсутствия свободных выборов. Заметьте: не отсутствие добровольности голосования и не фальсификации при подсчете голосов, которые, впрочем, тоже являются признаком несвободных выборов, а именно использование административного ресурса на выборах. В США один президент поплатился своей должностью за использование в предвыборной борьбе государственных органов. В странах, где есть настоящие выборы, граждане давно осознали, что государству - государево, и в выборах должны участвовать политики, а не государство. И любое вмешательство государства, его исполнительных органов (администрации) в предвыборную борьбу недопустимо.
У нас это положение тоже записано в законах, но - по российской традиции - нарушается повсеместно. Более того, нарушения стали настолько традиционными, что граждане привыкли им не удивляться, а чиновники даже не считают их нарушениями. Наши организаторы выборов борются - когда хотят и как могут - с фальсификациями и другой явной уголовщиной, а на использование административного ресурса (будь то полиция, пожарная инспекция, здания и помещения, массированная агитация под видом информирования или просто временный прием на работу в государственные и муниципальные органы коммерческих политтехнологов) просто не обращают внимания. При этом они вместе с записными пропагандистами выборов искренне удивляются, если критика выборов начинается до того, момента, как фальсификаторы будут пойманы за руку, а тем более, когда выборы критикуют при правильном подсчете голосов.
После массовых протестов 2011 года власть поняла, что с выборами надо что-то делать. Что хорошо бы изменить тактику и перестать заниматься очевидной уголовщиной. Мы увидели несколько выборов без прямых фальсификаций и даже с конкуренцией.
Но от использования административного ресурса действующая власть не может отказаться в принципе. Московская власть, резко изменившая с 2012 года свое отношение к прямым фальсификациям, в 2016 году активизировала своё участие в выборах на новых направлениях.
Итак, встречайте: ОБЩЕСТВЕННЫЕ СОВЕТНИКИ МОСКОВСКОЙ ВЛАСТИ.
Я - не про то, что московская власть пытается найти общий язык с жителями, поняв, что местные муниципальные Собрания, избранные на псевдовыборах, - мертвые образования. И депутатов там мало, да и не годятся они для агитационной работы. Совсем неплохо то, что перед выборами можно отхватить у местной власти ремонт подъезда или озеленение двора. Но будьте добры, граждане советники: мы - вам (из госбюджета), вы нам - на выборах.
В каждой префектуре и управе Москвы есть ответственные государственные служащие, отвечающие за советников, то есть - за выборы. Советников постепенно переориентируют с вопросов благоустройства на вопросы выборов. Их учат проводить «соцопросы» об отношении населения к выборам и агитационную работу. Их стали чаше собирать на собрания, чаепития и праздники. Некоторым по секрету сказали, что может даже и заплатят тысяч по 30. За пару, говорят, посещений ваших соседей, с небольшими вопросами о выборах.
Понятное дело, что глава управы не будет платить из собственного кармана. На то есть бюджет. Оказывается в каждом московском районе выделены немалые (порядка 750 тысяч) бюджетные деньги на «соцопросы». Соцопросы скрыты под названием «Оказание услуг по формированию электронных баз данных оперативной прикладной информации от первоисточников, зарегистрированных на территории района» или «Оценка эффективности работы территориальных органов исполнительной власти в жилых массивах района».
То есть, если говорить прямо, - это расходование средств с целью достижения определенного результата на выборах помимо избирательного фонда. Тут целый букет нарушений: и нарушение запрета госорганам проводить агитацию, и нарушение многочисленных строгих запретов на оплату агитации исключительно из избирательного фонда. Со строгими наказаниями как по административному, так и по уголовному кодексу. Но похоже, что чиновникам это даже в голову не приходит, они не считают, что государство может что-то нарушать.
Шила в мешке не утаишь. Советников слишком много (пара сотен на район), да и не вдаются они в политические дебри, поэтому подобная деятельность становится известной довольно широкому кругу людей. А некоторые не очень дальновидные местные руководители даже не стесняются об этом развешивать объявления. Так, в одном из московских районов на доске объявлений зафиксировано такое замечательное откровение: «Уважаемые жители! Доводим до вашего сведения, что в связи с предстоящими выборами в Государственную Думу 2016 года, по поручению управы района….будет совершаться поквартирный обход для сбора статистической информации на праймериз….»
Здесь мы привели пример не самого заметного, но широкомасштабного использования административного ресурса. Как это ни странно звучит для многих наших сограждан, а тем более для государственных и муниципальных служащих, эта технология дезавуирует результаты выборов. Да, да, заранее.
Нашим правителям в силу их привычек, воспитания и желаний кажется, что в нашей стране есть выборы. Многим нашим согражданам так не кажется. Даже не зная точно, какие законы нарушаются, когда действующая власть использует общественные ресурсы на собственное воспроизводство, граждане кожей чувствуют, что это не выборы. Даже если честно посчитают.