Академгородок. 1962. Часть 5.

Sep 01, 2010 19:04

Продолжение.
Начало см. Академгородок, 1962. Часть 1,  2,  3,   4 .
См. также  
Академгородок, 1959. Части 1  -  20.
Академгородок, 1960. Части 12.
Академгородок, 1961. Части 29.

рождение театра-студии Академгородка

В конце марта - в начале апреля 1962 г. в разных местах - в НГУ (пока еще в здании школы) и в зданиях немногочисленных тогда институтов СО АН были развешаны объявления:




В н и м а н и е !

В нашем городке в клубе создается самодеятельный театр-студия.
         В его коллектив должны войти энтузиасты всех возрастов, пожизненно зараженные любовью к театру и готовые стойко выдержать конкуренцию с кино.
           Каждый, кто мечтает о сцене, кому знакома радость репетиций и волнение перед премьерой, кто хочет вести серьезный разговор со зрителем (пусть в самой шутливой форме), должен придти к нам в театр!
         И даже для тех, кто не может играть, но все-таки хочет участвовать в спектакле, найдется работа, т.к. театр - это не только актеры, но и целый ансамбль людей с горячим сердцем и натруженными руками.
            Театру нужны разные люди!
             Ему не нужны только ленивые и вялые, способные загореться лишь на одну-две репетиции. 
              Просим таких людей не приходить!
              Каждый вступающий в труппу театра обладает одинаковыми правами со всеми: он может влиять на творческую программу театра и вносить свои предложения в его устав, выбирать и быть избранным в художественный совет театра, играть на сцене, быть постановщиком, художником, бутафором или стоять на занавесе. В процессе работы каждый найдет свое место.
              Наша первая встреча состоится 10 апреля во вторник в 8 часов вечера, в здании Университета.
               Заранее напоминаем, что театр не терпит опозданий: третий звонок дается ровно в 8.  
                                                         ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТЕАТРА-СТУДИИ

И молодежь, любящая театр, потянулась по этим объявлениям. 


Ко мне в руки попала одна черновая страничка, напечатанная на старой пишущей машинке, видимо, кем-то, кто пришел в театр-студию одним из первых:

ТЕАТР-СТУДИЯ АКАДЕМГОРОДКА
          Первое объявление о создании театра-студии появилось в конце марта - в начале апреля 1962 года. На отпечатанных на ротапринте листках, а затем в газете "За науку в Сибири" появилось сообщение о том, что в Академгородке создается САМОДЕЯТЕЛЬНЫЙ ТЕАТР-СТУДИЯ. Первая встреча была назначена на 10 апреля, вторник, в 8 часов, в помещении Университета (теперь школа № 130). /1/ 
          В этом же помещении состоялась еще одна встреча, после чего занятия были перенесены в помещение ДК "Юность".
          В самое ближайшее время появилось два режиссера, и коллектив разделился на две постановочные группы.
          Одна под руководством к.ф.н.  Ю.С. Постнова начала готовить "Фабричную девчонку" А.Володина, другая с м.н.с. ИЯФ А.Пономаренко  пьесу прогрессивного современного французского журналиста Э.Роблеса "Монсерра".
          Между постановочными группами поддерживалась тесная связь, и один раз в неделю проводились совместные занятия. Члены коллектива по возможности помогали друг другу. Так, когда Ю.С. Постнов к 45 годовщине Великой Октябрьской Революции начал готовить "Сибирь  земля героев", Пономаренко играл в этой эпопее одну из ведущих ролей. А Ю.С. Постнов, в свою очередь, был дублером Пономаренко  Искьердо в спектакле "Монсерра".
          Группа  А.Пономаренко, за исключением самого режиссера, ранее участвовавшего в самодеятельных спектаклях Харьковского государственного университета, состояла из людей, ранее никогда на сцене не выступавших. Нужно было учиться говорить, двигаться доносить до зрителя мысль автора и режиссера. Для этой цели группой проводились, специальные занятия, на которых разыгрывались пантомимы, этюды, читались стихи, отрабатывались миниатюры. В качестве учебных миниатюр А.Понрмаренко были срежиссированы рассказы О'Генри "Предвестник весны" и Э. Хемингуэя "Там, где чисто, светло". Миниатюра по О'Генри в декабре 1962 г.ода была показана широкой публике и принята очень  тепло. Весной 1963 года  (май-июнь) была показана премьера первого большого спектакля ТЕАТРА-СТУДИИ "Ради одной надежды" ("Монсерра"). 
          Постановка этого спектакля была осуществлена 8 раз, из них 2 раза в городе и 3 раза в районе (Ярково, Боровое, Посевная).
          Была осуществлена постановка "Фабричной девчонки" (временно отложенной в связи с подготовкой к намечавшемуся тогда открытию Академгородка.
          В дальнейшем Ю.С. Постнов в связи с большой занятостью (работа над докторской диссертацией) отошел от театра и ..."
          ... На этом листок обрывается. Видимо, было продолжение на второй странице, но его у меня нет. Автор этого листка мне неизвестен.
           Любочка пришла в театр-студию, когда занятия начали проходить уже в ДК «Юность». Пришел туда и Володя Штерн. 
           Я не могу писать о том, чего не знаю. В то же время не написать о театре-студии Арнольда Пономаренко тоже не могу, потому что постановки этого театра в Академгородке на протяжении 1962-1967 г.г. были яркими событиями. Они стали неотъемлемой частью нашей жизни. Важнейшим элементов культурной жизни Академгородка того периода. А в книге воспоминаний "И забыть по-прежнему нельзя" об этом театре ничего нет. Не написал о нем Арнольд Пономаренко, не написал никто из актеров.  Собирались написать, переписывались друг с другом, но не собрались. Вместо этого, Володя Штерн и его жена Клара сделали фильм с помощью movie-maker, записав его на диск. У меня он есть. Замечательный фильм, великолепная работа. Но я полагаю, что заменить воспоминания фильм не может. Поэтому я долго уговаривал Любочку написать, как начинался театр-студия Академгородка. В конце-концов мои уговоры возымели свое действие: она написала, как ее приняли в театр-студию. Написала уже после большого перерыва. Первый раз она взялась за перо 6 лет назад в 2004 году, когда зашла впервые речь об истории театра-студии. Любочка тогда записала 15 странц, но только об истории театра-студии там было не больше трети. Теперь эти записи были «по делу».
           Написал я и Арнольду Пономаренко, сообщил, что собираюсь писать о событиях того времени в Академгородке, в т.ч. и о театре-студии. Попросил кое-что вспомнить. Арнольд обрадовался и ответил мне следующим письмом (привожу выдержку):
          -  Я очень рад Вашему письму и постараюсь как смогу... Уверен: у Вас получится замечательная книга! Мне понадобится некоторое время, чтобы сосредоточиться и написать ответы на поставленне вопросы. О чем-то я напишу в ближайшее время, материалы и т.п. потребуют также некоторых усилий - но буду искать и стараться...

актриса одного режиссера

Итак, кто-то сказал Любочке, что ведется запись в новый театр-студию, но надо предварительно пройти прослушивание. Дальше читайте воспоминания Любы Качан.

«Авторитетная» комиссия по набору-отбору «актеров» в составе Постнова, Пономаренко, Черноброва и, кажется, Свиньина заседала в ДК «Юность».Испытуемому предлагалось сыграть какой-нибудь эпизод.

Я придумала, что хотела бы сыграть, и прокручивала «сценарий» в своей голове. Просто так. Потому что тему задавала комиссия.

Когда подошла моя очередь, мне предложили сыграть сцену свидания: «Я жду. Его нет. Наконец он пришел» - в точности по моему «сценарию». Я даже не очень удивилась. Я знала за собой особенность передавать свои мысли близким - мужу, дочке. Причем, не специально. Просто думаю, а они «читают».

- Ну и хорошо, что кто-то из комиссии (кажется, Арнольд) оказался таким «читателем».

Так я стала членом труппы театра-студии, а, на самом деле, театра Пономаренко. По крайней мере, для меня. Я оказалась, что называется, актрисой одного режиссера, как спустя пять лет, - сотрудником одного шефа в Институте катализа - Геннадия Коловертнова. Арнольд перестал ставить, - я перестала играть. Гена погиб, - я ушла из института на преподавательскую работу в техникум.

По инерции сыграла роль в пьесе «Два театра» в постановке профессионального режиссера Воложанина. Это был двухчастевый спектакль. Театр настоящий, где Арнольд играл директора, а Ирочка Алферова, тогда совсем юная (1967 г.) играла молоденькую актрису, - его любовницу, и театр жизни, где я играла женщину, которая в настоящем жила прошлым и все время чего-то (кого-то) ждала.
            И у С.В. Гольдина [в Доме ученых в 1980 г. МК] в поэтическом спектакле «Эта горькая страсть, как полынь» я читала стихи Цветаевой и Блока.

Продолжение следует

Академгородок. 1962, Театр-студия Пономаренко

Previous post Next post
Up