Продолжение главы Академгородок, 1963. Начало см. часть
1.
См. предыдущие главы:
Академгородок: 1959. Части
1 -
20. 1960. Части
1 -
12. 1961. Части
1 -
29. 1962. Части
1 -
19.
разговор с директором кинотеатра
Я познакомился с директором кинотеатра. Наш долгий разговор помог мне прояснить ситуацию.
Кинотеатр передали на баланс Управления кинофикации новосибирского горисполкома. Это был заведенный в стране порядок. Теперь у директора был финансовый план, который он был обязан выполнить. Он был заинтересован в появлении хороших или просто «кассовых» фильмов, чтобы «спущенный» ему план выполнялся, но он в фильмах не разбирался. В кинопрокате тоже сидели люди, далекие от кино, - просто чиновники. И они тоже не знали, что предложить. Поэтому предлагали все подряд Среди большого числа кинофильмов, хороших было немного, хотя они и были. Иностранных фильмов в эти годы покупали мало, и хорошие свои были редкостью.
Он бы и рад организовать лекторий, но как быть с планом. План «спустили» большой, и он с трудом его выполняет. Он готов предоставить 10-15 минут перед киносеансом для лекции, но не более, потому что он не может снять ни одного сеанса, это скажется на выполнении финансового плана. Если это время будет нами оплачено, пожалуйста, организуйте, что хотите.
Что касается создания театральных, музыкальных и прочих коллективов, или различных клубов по интересам, он ничего сделать не может. Во-первых у него нет помещений. Во-вторых, штатных единиц. Это же кинотеатр, а не дом культуры. Перед ним такие задачи не ставят.
Он провел меня по всем помещениям. Мы с ним сидели в крохотном кабинете директора. В таком же крохотном поиещении были бухгалтер и кассир. Сюда же приходили контролеры, или билетеры. Где-то был закуток для художника, где он писал объявления о предстоящем показе кинофильмов. И все! Никаких помещений для кружков или клубной работы не было.
Мы прошли в зал.
- О каких концертах вы говорите, - сказал он. - Трибунку для лектора негде поставить.
От пола к экрану шло несколько ступенек. Никакой эстрады и в помине не было. Я это видел и раньше.
- Кто здесь будет выступать? Да и не мое это дело. Это же кинотеатр, а не дом культуры, - повторил он.
Потом он начал просить, чтобы я помог ему в двух вопросах - снизить финансовый план и повысить категорию кинотеатра. Тогда будут давать больше хороших «кассовых» фильмов сразу после их появления, а не во вторую очередь, как сейчас. Зарплаты будут повыше, а то сейчас никто не хочет идти работать кассиром или контролером. И он аоказал мне штатное расписание, где на самом деле стояли совершенно смешные цифры в графе «месячная зарплата». Да и штат был «с гулькин нос».
В те годы и зарплата и штат строго регламентировались. Это была «священная корова» советских финансистов. Перерасход был уголовным преступлением. Да фонд зарплаты и невозможно было перерасходавать. Банк бы никогда не выдал лишние деньги. А директора только лишь за попытку поднять кому-либо зарплату без разрешения вышестоящей инстанции или принять лишнего человека сразу бы уволили. Но никто и не пытался. Большей крамолы, чем эта, пожалуй, не было. Я это давно знал. Все руководители принимали фонд зарплаты, «спущенный» им сверху, как незыблемы закон. Они могли только просить. Но управление кинофикации не могло дать кинотеатру II категории более того, что ему положено. И это было зарегламентировано. А дать более высокую категорию тоже не могло. Выручка не позволяла. Для этого надо было заполнить зал на все сеансы.
Я это слушал, мотал себе на ус. Но мне надо было совсем другое.
- Почему же нам построили кинотеатр, а не Дом культуры? - думал я.
- А «Юность» - Дом культуры? - спросил я.
- «Юность» - не в нашей системе, - сказал директор. - Наверное, Дом культуры.
первая помощь кинотеатру
Я пообещал директору кинотеатра помочь в переводе кинотеатра в I категорию и в получении хороших фильмов. Мы подготовили письмо на имя председателя горисполкома за подписью Михаила Алексеевича Лаврентьева с соответствующими просьбами. Нужная нам подпись была получена.
К Академгородку в горисполкоме всегда хорошо относились. Тем более стояла подпись академика Лаврентьева, а я пробился на прием к председателю горисполкома и объяснил, почему это так важно для нас. Хотя бы с точки зрения привлечения научных кадров из Центра в Сибирь. Это понимали.
И, действительно, вскоре и категория кинотеатру была повышена и подбор фильмов улучшился, - на выбор фильмов по договоренности стали ездить в кинопрокат любители кино, которых мы нашли, - это было легко - и организовали их в киносовет, чему они были рады.
Для полноты картины дополню, что вначале это была кинокомиссия, созданная при ОКП, а с созданием ДК «Академия», она стала киносоветом при ДК.
Таким образом, в киносовете оказались любители кино, которые были фанатично преданы этому искусству. И, как по мановению волшебной палочки, появилось много вполне приличных фильмов. Оказывается, директор кинотеатра просто мало чего понимал в кино, а в кинопрокате можно было выбрать, если понимаешь в этом. Сразу же появились очень энергичные люди, и их не надо было подталкивать, - инициатива и так била через край.
Продолжение следует