Нотатол (Not at all)

Oct 12, 2010 23:40


D.E.: "...женщина, не желающая, чтобы у нее брали,
никак и ничем не полезна доминирующей группе,
она - конкурент.

Предыдущий пост заканчивался на перечислении личностных характеристик тех женщин, которые понимаются как соответствующие общественным требованиям.

Личностные характеристики поддерживают идентичность человека - его способность соответствовать социальным ожиданиям и полученному воспитанию. Идентичность строится в период перехода из подросткового возраста в юношеский и является ответом на вопрос "Кто я?" - "Я - это моя идентичность".

В обществе, которое делит людей на женщин и мужчин, идентичность для каждой из этих групп будет различной: без этого различия групповых идентичностей не может поддерживаться различие между группами. "Женская идентичность" и "мужская идентичность" являются ответными реакциями женщин и мужчин соответственно на гендерные ожидания общества. Это результат адаптации человека к внешним условиям.

Ни одно социально проводимое различие не бывает "просто так". Различие - не просто констатация факта наличия у той или иной группы людей определенного отличительного признака (строение внешних половых органов, цвет кожи и пр.), в социальном контексте различие легко становится групповым маркером - основой для групповой сегрегации и дискриминации.

Идентичность члена подчиненной группы в определенной степени является факультативной:

если я не являюсь Настоящей Женщиной (или Настоящим Негром в обществе апартеида), для меня мало что изменится в том смысле, что я буду точно так же принадлежать к сегрегированной и дискриминируемой группе (изменится моя точка зрения на вещи и людей, но останется прежним мой социальный статус). Так как подчиненная группа не обладает социальной ценностью, соответствие групповой идентичности также не ценно, а скорее нежелательно в глазах членов подчиненной группы.

Ho! Для членов доминантной группы соответствие групповой идентичности является строго обязательным: именно этим будет определяться принадлежность к группе или исключенность из нее. Внутренняя организация доминантной группы (в отличие от подчиненной) характеризуется жесткой иерархичностью, эксклюзивностью и пунитивностью - идентичность (а впоследствии и субъективность) принадлежащей к доминантной группе личности будет организована по той же схеме. Поэтому личная независимость человека от структурирующих норм групповой идентичности гораздо менее выражена среди мужчин, чем среди женщин. Большинство мужчин нивелированы в своей экзистенциальной позиции, поведении и мировоззрении в соответствии с мандатами их групповой идентичности - так называемой "гегемонной маскулинности". Соответствие нормам ГМ гарантирует мужчине принадлежность к доминантной группе и является основой для положительной самооценки. Нормы ГМ в свою очередь будут строго соответствовать системе гендерной дискриминации, существующей в обществе.

Современная гендерная организация общества имеет три основные характеристики:

- Сексизм. Допускает существование двух и только двух (!) социальных групп, выделенных на основе анатомического строения: мужчин и женщин. В нашем обществе нельзя быть какое-то время "женщиной", потом стать "мужчиной" и/или наоборот. Девизом сексистского общества является фрейдовское: "Анатомия - это судьба". Культурные конструкты "мужчина" и "женщина" понимаются как природные реалии, неизменные, неизбежные и абсолютные. Как только это происходит, становится невидимым социальный фундамент разделения, и нам не приходит в голову ставить его под сомнение.

- Патриархат. Как уже говорилось выше, никакое социально проведенное разделение между людьми не свободно от интенций. Интенцией сексизма является подчинение* женщин мужчинам. Женщины не являются социально ценными, они не представляют собой субъект общественных отношений - это главный постулат патриархата (именно поэтому, например, женщины не могли - а во многих странах не могут до сих пор - легитимировать детей без отца и/или рожденных вне традиционного гетеросексуального брака). Другой фундаментальной характеристикой патриархата является андроцентризм, когда мужчина ставится в "центр мироздания" и провозглашается "мерой всех вещей, существующих, поскольку они существуют, несуществующих, поскольку они не существуют" - на практике это означает, что только одна точка зрения на события является социально ценной, и всё общество - мужчины и женщины - принимают ее за объективную и соответствующую действительности.
*Подчинение - это навязывание одной группой (личностью) своих групповых (личных) интересов другой, осуществляемое насильственным путем. Неважно, будет ли это перестрелка мафиозных кланов на улице Неаполя или психологическая дестабилизация и истощение "любимого" человека.

- Принудительная гетеросексуальность. Смысловая подмена, когда сексуальная ориентация начинает означать стиль жизни, а затем этом стиль жизни становится единственным социально приемлимым. Конструкт "идеальная семья" означает "гетеросексуальная пара с детьми", всe остальное: холостые (обоих полов), бездетные семьи, монопарентальные семьи, не говоря уже о гомосексуальных парах - с детьми или без - считается девиантным, ненормальным, ненормативным. Принудительная гетеросексуальность - это отнюдь не "aтавистическая система предрассудков", а репрессивная система в отношении всего "миноритарного" или "дифференциального" в отношении гендерной системы. Это система социального контроля и принуждения в пользу нормативного и стандартного.

В соответствии с этими тремя характеристиками гендерно структурированного общества, мужская идентичность (и субъективность) будет строиться вокруг трёх идеологических "осей":

1) Мужчины в принципе отличаются от женщин (сексизм)
2) Мужчины - высшие существа по отношению к женщинам (патриархат)
3) Мужчины обязаны использовать насилие в случае необходимости (принудительная гетеросексуальность и подавление всего ненормативного)

Соответственно, в нашем обществе мальчики будут социализироваться на основе тройного мандата отличия/превосходства/насилия. Они должны будут интериоризировать, что в качестве мужчин они отличаются от других, они превосходят других, и они обязаны применять насилие в отношении других (ибо, я думаю, понятно, что процесс контитуирования группы "других" начинается с женщин, а заканчивается "всеми остальными").

Идеологические оси гегемонной маскулинности выражаются в конкретных воспитательных установках (отличаться-превосходить-соревноваться-подчинять):

- мальчики принципиально отличаются от девочек и превосходят их и других мальчиков, которые не ведут себя, как "положено" мальчикам;
- для того, чтобы стать мужчиной и доказать мужественность, необходимо применять насилие; решение о применении насилия мальчик может принять по своему усмотрению;
- если мальчик не будет применять насилие, в его отношении будут применены репрессии со стороны других мальчиков/подростков/мужчин;
- желания или поведение, которое считается женскими, должны отрицаться, подавляться или скрываться. Всё "женское" унизительно для мальчика; если мальчик не будет с этим бороться, он "деградирует";
- храбрость, жесткость и контроль - мужские качества; сочувствовать другим, проявлять эмпатию в отношении других или заботиться о них - немужские качества;
- соревноваться и побеждать всегда и во всем - это единственно приемлимый способ доказать мужественность и превзойти других
- Настоящий Мужчина должен быть единственным добытчиком; как добытчик он может быть только успешным;
- сексуальность - это приоритетный способ доказать собственную мужественность, а не один из аспектов межличностных отношений;
- мальчик и мужчина должны избегать близости в межличностных отношениях; с друзьями разрешены только определенные формы общения (пьянка, рыбалка, охота, футбол);
- Настоящий Мужчина должен быть независимым, уверенным в себе и представлять собой точку материальной опоры для окружающих. Как он это сделает, и есть ли у него личностные ресурсы для достижения этих целей, никого не интересует. Максима: "Цель оправдывает средства".

Быть независимым от общества, да еще и от доминантной группы, являясь - пусть даже номинально - ее членом, - это нонсенс. О независимости обычно твердят как раз люди с высоко грегарным психическим укладом. Именно проявления независимости на практике понимается ими как самодурство, иконоборство и иные демонстративные способы и методы "заявления о себе".

Обобщая, можно сказать, что в гендерной (= традиционной мачистской) системе девочки социализируются по истероидному типу, а мальчики - по шизоидному (отсюда и кудахтание о независимости). Я говорю о стандартных ситуациях социализации, без абьюза и без органических патологий.

Все эти воспитательные - а впоследствии поведенческие - установки имеют отличительную характеристику, которая делает их практически немодифицируемыми после того, как они стали частью субъективности человека: эти установки отличаются чрезвычайно высокой степенью ригидности, абсолютизма и тирании и управляются логикой "всё или ничего", "черное или белое", не допуская смысловых оттенков. По этой причине, любое "неповиновение" этим установкам воспринимается не как диверсификация, а как предательство, которое автоматически помещает мужчину в "анти-идеал" и вызывает массивную внешнюю и внутреннюю цензуру. И хотя существуют альтернативные модели маскулинности, ГМ продолжает обладать исключительно высокой степенью нормативности. Поставить под вопрос - тем более, формально, открыто - рациональность и обязательность модели ГМ требует от человека той степени психологической и интеллектуальной зрелости, которую ГМ призвана не допустить: для человека социализированного в этой модели абсолютно желательным является поддержание собственного превосходства и абсолютно нежелательным равноправие.

Так же как и модель Настоящей Женщины, модель ГМ дезадаптативна и дисфункциональна: за "превосходство" приходится расплачиваться обессивностью и компульсивностью (особенно в сексуальном поведении), паранойяльным стремлением к контролю и эмоциональным отупением, отсутствием внутренних ресурсов для поддержания самооценки ("стоишь столько, сколько зарабатываешь", "ты меня уважаешь?"). Если характер Настоящей Женщины основан на гордости и зависти, с ответвлением в подавленную перфекционизмом ярость, то у Настоящего Мужчины характер завязан на невежестве, страхе и тщеславии.

Попробую выделить некоторые дисфункциональные структурные элементы традиционной мужской субъективности:

1. Сознание собственной принадлежности к доминантной группе и ауто-центрированность, основанные на абстрактных рационализациях, создают внутреннюю атмосферу самообмана, нереалистических требований к самому себе, которые автоматически проецируются во избежание обвала самооценки. Приписывание самому себе неограниченных прав и возможностей, поведение избегания (непризнания ответственности). Особенно заметно в поведении людей, занимающих руководящие должности (например, если я не имею представления о том, как потушить пожар, я не стану просить совета у тех, кто имеет об этом представление - ибо никто не умнее меня - я просто НЕ буду его тушить).

2. Положительная самооценка основанная на осуществлении доминирования. ГМ полагает осуществление контроля над женщинами (а в идеале - над другими мужчинами) как собственную основу. Равноправие поэтому воспринимается как попытка "поменять местами" "женское" (обесцененное и подчиненное) и "мужское" (переоцененное и доминантное), как феминизация, девалуация собственной идентичности ("быть мужчиной значит принципиально отличаться от женщин и превосходить их"). ГМ ставит мужчину в положение обсессивного контроля за поведением женщин - а затем и вообще за поведением других - признают ли они собственную подчиненность и поддерживают ли тем самым его мужское восприятие себя как превосходящего их?, требования "выполнения правил", отказа от диалога. Равноправие также предполагает не-иерархичность и взаимо-действие, что представляет собой прямое противоречие с мандатом иерархичности и личного произвола в принятии решений.

3. Гомофобия и мизогиния, ассоциированные с агрессивностью. Гомофобия - это неспособность к установлению эмоциональной близости как с женщинами - они "другие" и низшие, - так и с мужчинами, потому что эмоциональная близость заменяется и смешивается в понятиях ГМ с эротичностью, а гомоэротизм представляет собой основную угрозу для традиционной маскулинности. Гомофобия - это агрессивная реакция против любого человека, ставящего под сомнения гендерные роли и ожидания, как женские, так и мужские. Заносит в мессианство и паранойю: что станет со страной/миром, кругом враги (феминистки рвутся к власти, гомики нас позорят, так детей рожать вообще перестанут, мы все переведёмся, близок всеобщий конец, а вот рааааньше), один я всё вижу и понимаю и пр. Консерватизм и расизм = ГМ.

Мизогиния связана с тем, что самоуважение и положительная самооценка базируются в основном на "эффективности" контроля и подчинения женщин, равно как и получения от них "услуг": любое "нет" воспринимается как агрессия, а собственная агрессивная реакция как "защита" своих прав, личности, независимости, положения и пр.

4. Идеация мужской сексуальности как "животного инстинкта" - одна из самых дисфункциональных характеристик ГМ. Этот конструкт имеет два аспекта. С одной стороны, он предназначен для субъективного снятия с себя ответственности за собственную сексуальность и для оправдания применения силы. Но с другой стороны, этот "животный инстинкт" мыслится исключительно как принадлежность "мужской природы" (в отношении женщин применяется конструкт "моральной развращенности") и вступает в противоречие с претензиями на высокую "природную" рациональность: невроз (хронический) попросту обеспечен.

Считается, что в мире 99% процентов нотариально зарегистрированной недвижимости принадлежит мужчинам, равно как и 90% получаемых доходов (в виде заработной платы или прибылей). То есть, материальная выгода ГМ налицо. С другой стороны, идеологически поддерживают и осуществляют в своей жизни мандаты ГМ от 25% до 33% мужчин (обобщенные данные по соцопросам в различных европейских странах). Думаю о том, чем занимаются оставшиеся проценты, которых обычно не слышно и не видно: тихо участвуют в прибылях или просто завидуют?

Фем, Пси

Previous post Next post
Up