Acеdia. Женский тип

Mar 19, 2010 21:54


*T9 в тексте - это 9-ый энеатип

Леность не всегда (или никогда) не проявляет себя как лень в действии, это - душевная и психическая леность, это - трудность смотреть внутрь себя и потеря смысла бытия, которое подменяется приспособлением к приземленному существованию.

В какой-то момент Т9 понимает, что её чувства, интуитивные восприятия и ощущения не подходят окружающим, решает смириться и забыть о себе и жить в соответствии с внешними требованиями. Само-забвение действует вкупе с анестезией боли и разочарования. Однако, забыть о внутреннем не означает отказаться от него, и это порождает двойственность, разделение между "чувствовать" и "делать", которое, в свою очередь, выливается в отсутствие -  неучастие в жизни - и глубокий скептицизм.

Экзистенциальная боль сведена до минимума и незаметна для стороннего наблюдателя. Часто, боль выражается телесно, устраняясь, таким образом, из психического, в котором присутствие этой боли недопустимо из-за риска сбоя в функционировании. Отказ от желаний, способность к адаптации, отрицание боли придают Т9

спокойный внешний вид. Этот вид кажущийся, так как, хотя собственные желания и предпочтения успешно задвинуты на задний план, из сознания удалены как боль, так и притязания, всё это не исчезло, а невидимо присутствует, оставляя свой след в  скептицизме и отсутствии интереса, которые лишают жизненных сил и частенько выражаются в депрессивном состоянии, которое способствует избеганию страдания через отказ от удовлетворения.

На эмоциональном уровне леность выражается в само-игнорировании и следовании внешним указаниям, а также отказа от собственных глубинных желаний и компенсаторного развития "здравого смысла".

В когнитивном плане создаётся фиксация на самоотверженности, на жизни для другого, на служении нуждам другого, которые принимаются за свои собственные. Для того, чтобы проделывать такое, необходима гипертрофированная адаптативная способность, которая возникает на базе самозабвения (забывания о себе) и смирения. Однажды установившись, эта фиксация в дальнейшем служит гарантом недопущения внутренней жизни.
Хотя леность может показаться лишённой энергетического заряда, на деле её невероятно трудно устранить, так такая фиксация способствует анестезии боли, а отказ от себя и самоотрицание создают психологически удобную ситуацию.

Защитный механизм Т9 - это "удаление". Этот механизм похож на механизм подавления, с той разницей, что "удалённые" содержания не перемещаются в бессознательное, а остаются в подсознании, а это означает, что "удаление" происходит сознательно и выборочно. С другой стороны, "удалению" подвергаются аффекты, эмоциональное, тогда как подавление осуществляется в отношении идейных содержаний. Дополнительно с механизмом удаления действует механизм альтруистического отказа, - когда Т9 удовлетворяет потребности другого, иденифицируясь с этим другим и достигая удовлетворения собственных потребностей опосредованно, через другого. Как и в случае удаления, механизм альтрустического отказа не действует неосознанно.

Структура модели Т9 характеризуется психологической инертностью, гипер-адаптацией, смирением, щедростью, посредственностью, тенденцией к рассеянности, склонностью к механическим привычкам.

"Быть" подменяется на "быть полезной".

В зависимости от основного направления действия инстинктов, имеются следующие разновидности базовой модели:

1. В сфере инстинкта самосохранения - разновидность "Аппетит". Удовлетворение потребностей заменяется на удовлетворение аппетитов, "довольствуясь" этим. Одна вещь подменяется другой и происходит удовлетворение по типу замещения. "Несосредоточенность" позволяет избежать необходимости удовлетворения истинных потребностей и сама по себе превращается в необходимость, в мотив действий. Аппетит представляет из себя замещенное желание, что-то такое, что не вызывает осложнений в жизни и что каким-то образом соотносится с физиологическим удовлетворением. Во всем этом есть стремление довольствоваться тем, что позволяет чувствовать себя относительно уверенно и удобно, что позволяет не волноваться. Иногда, аффективный голод (аффекты удалены) превращается в голод буквальный: к пище, материальным капризам (шоппинг), конкретным занятиям, таким, как развлечения или чтение ("проглатывать книги"), ко всему, что способно заместить глубинные потребности.

2. В сфере социального инстинкта - разновидность "Принадлежность". Принадлежность к группе становится фундаментальной необходимостью. Чтобы быть принятой, способна сделать, что угодно. Существует сильная необходимость в участии, в том, чтобы быть принятой, не исключенной, в том, чтобы чувствовать себя частью чего-то, а также сильное страдание от  чувства отверженности, вместе с реальной трудностью к интеграции. Трудность к интеграции происходит от страха быть поглощенной группой, страха слишком полной отдачи, в процессе которой возможны разочарования. Одновременно, эта трудность к интеграции проявляется как тенденция к "стоянию в стороне", к само-исключению, которое образуется на фоне недоверия (неверия) в искренность принятия со стороны группы. Присутствует ложь, упрятывание собственной сущности, происходящее в попытке адаптации, которое вызывает страх, что её "выведут на чистую воду" и отвергнут.

3. В сфере сексуального инстинкта - разновидность "Слияние".  Слияние видится как средство от потери идентичности, вызванной само-забвением. Потребности переживаются опосредованно, через другого, собственные интересы упраздняются на службе интересам другого. Существует тенденция к единению в партнёром, с потребностями, желаниями, мыслями, чувствами которого она миметизирует. Потребности другого превращаются в собственные, а собственные исключаются в постоянном усилии "быть для него". В первом прочтении можно видеть растворение "эго" в этом слиянии, на более глубоком уровне присутствует попытка владения через отдачу, надежда на то, что так называемая безусловная отдача изменит другого и заставит его выполнять её "удалённые" из сознания желания. Под видимостью подчинения присутствует тенденция к овладению. Нет отказа от собственного желания, есть надежда на то, что через слияние  другой заметит, признает законным и выполнит это желание.

Видимое поведение Т9 состоит в услужливости, адаптации и избегании конфликтов. В этом способе поведения присутствует как бы наркотизация, отсутствие страстности, переживаний, бесчувственность (иногда это рекламируется как фригидность, иногда - как добродетель), которые служат избеганию страдания. Также это очень приземленное и конкретное поведение, которое занимается практическими аспектами жизни (хозяйством), чтобы не быть в контакте и не замечать собственный эмоциональный мир и собственный внутренний опыт. Это поведение легко доводится до упрощения, совершенной привязанности к конкретному, уплощенности и вульгарности. Ему характерны состояния рассеянности и спутанности. Часто оно проявляется как физическая неуклюжесть, тенденция разбивать и портить вещи, как результат невнимательности.

Жизненная и межличностная стратегия имеет тенденцию к гипер-адаптации и упразднению личных потребностей. Это обязательно включает в себя сверх-контроль за собственным поведением, так как такой уровень адаптации был бы невозможен без способности к подавлению и устранению собственных импульсов. Это жесткий самоконтроль иногда смягчается через еду и принятие алкоголя.

Смирение также входит в арсенал жизненной стратегии, и кажется, что Т9 притворяется мёртвой, чтобы продолжать жить, сама жизнь отдается здесь на откуп выживанию. Это включает в себя отказ от борьбы за собственные интересы. Механические привычки и деятельность робота способствуют поддержанию этой стратегии. Поиск психологического комфорта (который не достигается) оплачивается высокой ценой само-отчуждения.

Межличностные отношения: легкость в предпочтении чужих интересов собственным и в разрешении конфликтов. Когда отношения достигают напряженности, ведет себя как робот, занимаясь "делами" и выполняя обязанности, но с отключенным вниманием и сознанием. Щедрость проявляется в любезности, предупредительности, снисходительности к другим и само-отверженности. Также проявлено некое экстравертное добросердечие и веселость, которые есть ни что иное, как форма легкомыслия, легкомысленного, не серьезного отношения к самой себе - как результат страха стать другому в тягость. Уютная и утешающая, Т9 легко позволяет себе слишком большое снисхождение к требованиям и потребностям других и готова тянуть на себе больше, чем способна поднять.

Когнитивный стиль: интуиция с инстинктивной уверенностью в ее верности, что сводит на нет возможность повлиять на сложившееся таким образом мнение, хотя в то же время способствует возникновению глубокого скептицизма. Прагматична, сочувственна, ориентирована на адаптацию, с идейными конструкциями, оправдывающими смирение.

Самовосприятие: ущербная, без амбиций, скромная и добрая. Низкая самооценка, своеобразно кореллирующая с нарциссическими потребностями, так как и требования занижены. Нет беспокойства по поводу социального положения и власти, и часто по поводу и собственной внешности (запущенность). Кажется, что у Т9 нет необходимости быть социально успешной ни реализоваться, как нет желания быть признанной, но все это на самом деле присутствует в виде глубокого и неосознаваемого желания получить признание и любовь за своё самоотверженное смирение и в виде имплицитной надежды на вознаграждение, как если бы мир однажды вздумал оценить и признать то, что больше всего ценит Т9 - способность любить.

Репрезентирование внешних объектов: неспособность или трудность в идеализации других, как если бы скептицизм препятствовал этому. В то же время, именно другие являются теми, кто дает ей свое разрешение на существование через них и будучи им полезной. Идея того, что Т9 недостойна любви создает императив не быть другому в тягость. За всем этим стоит глубокое неверие в способность других любить и/или быть бескорыстными. В любом случае, кажется, что с позиций "скептического реализма" единственно несомненно реальным для Т9 является её телесность. Тело, его функции/атрибуты становятся очень важными - еда, секс, спорт, одежда... Темперамент легкий, веселый, беззаботный, с тенденцией к тривиализации чувств. Кажется флегматичной, привычной к терпению, которое иногда "лопается" и возникает депрессия, грусть и упадок сил.

Агрессия. С позиций миротворчества и самозабвения, прямое выражение агрессивности табуируется и становится генератором чувства вины. Самый распространенный способ Т9 выражать агрессию - это эмоциональное отдаление, которое позволяет ей действовать, как ни в чём не бывало, как если бы она была совершенно бесчувственной или лишенной любой формы контактировать эмоционально.

Сексуальность. Практически, это единственное, что Т9 переживает без чувства вины. Сексуальность и телесность для нее являются единственно легитимными проявлениями, хотя и подчиненные цели удовлетворения другого. Свои потребности замещены чужими и могут существовать только опосредованно. Само желание воспринимается именно как желание удовлетворить другого. Сексуальность Т9 это форма контакта, но скептицизм всегда напоминает, что это не любовь, а "всего лишь" желание.

У Т9 есть особая трудность принимать любовь, этому препятствует стена скептицизма, поэтому сексуальный опыт всегда поверхностен. Здесь тоже свободное и спонтанное желание подменено адаптационной стратегией выживания.

Общая идея, которая определяет существование Т9, - это идея о собственной врожденной ущербности и неполноценности, принадлежности к людям второго сорта, делающей ее недостойной любви. Любовь представляется, как нечто обусловленное, как конкретная реакция на хорошее, правильное поведение, которое никогда не бывает достаточно хорошим.

Чувство неполноценности всегда сопровождается чувством стыда, скуки в отношении самой себя. Т9 не позволяет себе видеть свои собственные заслуги, достижения, удачи, доверять собственному внутреннему опыту, ценить собственную жизнь, заменяя ее на простое выживание, поверхностное и механистическое, ориентированное в основном на физическое существование.

Пси

Next post
Up